Ирина Луговская
Конспект занятия «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку; обратить внимание на ее красоту забавный характер, который с любовью передают дымковские мастера; сформировать знания об особенностях росписи дымковской игрушки,о колорите основных элементов узора; учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора; развивать умение составлять рассказ об игрушке.
Публикация «Конспект занятия „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Предшествующая работа. Рассматривание художественных альбомов, организация выставки дымковских игрушек в изоуголке. Просмотр видеофильма «Сказки из глины и дерева»; беседа о том, что такое музей.
Материал. Костюм Бабушки Агафьи, дымковские игрушки, фотографии с изображением дымковских игрушек.
Ход занятия
Детей встречает Бабушка Агафья (воспитатель).
Бабушка Агафья. Проходите, рассаживайтесь поудобнее! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы пойдем в музей! Этот музей небольшой, он расположен в нашем детском саду. А вы были в музеях? (Ответы.) Музеи бывают разные, в них собрано много различных экспонатов. Есть, например, музей кукол. А зачем люди приходят в музей?
Дети. Чтобы увидеть необычное, то, что видишь очень редко.
Бабушка Агафья. Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них: какие они яркие, нарядные! Может, кто-нибудь знает, как они называются?
Дети. Это дымковские игрушки.
Бабушка Агафья. Правильно. Их делают в селе Дымково. Этот промысел зародился давно: люди лепили и расписывали игрушку семьями и в одиночку, не только мастера-мужчины, но и женщины, и дети. Мастера копали глину, смешивали ее с песком. Лепили петушков, коньков, козлов, оленей, барынь, кавалеров-франтов. Затем изделия обжигали в русских печах, потом расписывали. По белому фону мастера рисовали круги, кольца, точки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Всё игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
(О. Левицкий)
Дети, как вы думаете, эти игрушки лепили и расписывали веселые мастера или грустные?
Дети. Веселые!
Бабушка Агафья. А как они передали нам свое настроение? (Ответы.) Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассматривайте внимательно. С какой игрушкой мы сегодня познакомились? (С дымковской.) Как вы думаете, почему она называется дымковской? (Ее родина - Дымковская слобода.) Какие узоры использовали мастера при их росписи? (Ответы.) Давайте об этом расскажем.
Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его элементах. Он призывает детей фантазировать, представлять, каким характером обладает барышня-водоноска или уточка, и т. д. Бабушка Агафья еще раз называет все игрушки, находящиеся в музее, поднимая и показывая их со всех сторон, со-провождая показ чтением стихотворения А. Дьякова «Веселая Дымка».
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой
Дымково-поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
Лет ему за двести, триста ль
миновало?
Собирались вместе мужики,
бывало.
А управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски
заводили.
Праздник отмечали - пели,
не скучали.
Кто-то сделал индюка -
распушенные бока,
У кого-то глина стала вдруг
павлином.
Кто-то вылепил синицу - сразу
стало веселей.
Мастера и мастерицы
появились на селе.