Татьяна Ногина
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Публикация «Проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Паспорт проекта
Вид проекта : Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Продолжительность: 4 месяца
Сроки проведения: сентябрь – декабрь
Участники: воспитатели, дети, родители
Возраст детей : 2-3 года
Актуальность
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина, А. И. Мышкис).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель проекта : систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта :
• Изучить инновационный опыт;
• Установить систему взаимодействия участников проекта;
• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза: если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Условия необходимые для реализации проекта :
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
В игровой зоне поместили игрушки:
- для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.
- для развития движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;
- для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п. ; крупная мебель для кукольного уголка;
- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.
- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие (вносятся в группу по мере необходимости).
Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ :
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. У ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду :
1 – 16 дней - легкая адаптация
6 - 32 дней – адаптация средней тяжести
от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация
Лёгкая адаптация – при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.
Средняя адаптация – во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально - возбужденное плачь, крик при расставании и встрече.
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2-х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Тяжёлая адаптация – ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития. Заболевания -более 3-х раз, длительностью более 10-ти дней.
Причины тяжелой адаптации :
• Несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой).
• Несформированность культурно-гигиенических навыков.
• Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
• Наличие у ребенка своеобразных привычек.
• Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
• Патологии психического развития.
Характер адаптации зависит от следующих факторов:
• Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
• Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
• Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по - разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
• Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
• Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются :
• глубокий сон;
• хороший аппетит;
• бодрое эмоциональное состояние;
• полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
• соответствующая возрасту прибавка в весе.
Содержание общения воспитателя с ребенком в период адаптации :
Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем — самый эффективный метод по отношению к детям. Для обучения действиям с игрушками воспитатель может использовать показ, совместные действия с ребенком, упражнения в действии, похвалу за совершенное действие. В совместных действиях с воспитателем в играх-занятиях, в неоднократных упражнениях ребенок овладевает способами действия с окружающими предметами и начинает выполнять то или иное действие самостоятельно. Так в ситуативно-действенном общении не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым, но и начинает формироваться потребность в активных самостоятельных действиях. Поэтому для дальнейшего развития этой потребности рекомендуется постепенно включать и такие приемы, и методы педагогического воздействия, как упражнения в самостоятельных действиях, поручение, напоминание, указание, как уступить игрушку, как поделиться игрушкой с другими детьми.
Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетим, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению и новеньких. Их обычно очень увлекает этот прием, они отвлекаются от своих переживаний. Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под нее приплясывать. Следовательно, музыка тоже может быть использована как средство для вовлечения ребенка в общение со взрослым. Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр, движений под музыку на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Игрушка-забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, отвлекает его от мамы, приближает к воспитателю и детям. Он применяется сначала в присутствии мамы, а затем и без нее. Важно, чтобы ребенок был не просто спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию ребенка, а также формированию потребностей общения на более высокой ступени.
В первые дни по возможности не следует резко изменять те привычки, которые сложились у ребенка в условиях семьи. Так, например, если ребенок засыпал только при похлопывании его рукой и напевании песенки, надо, не дожидаясь его плача, постоять около него, погладить рукой, похлопать, успокаивающе, помочь ему заснуть. Временное сохранение привычки предупредит появление отрицательных эмоций, поможет ребенку легче адаптироваться. Безусловно, в условиях семьи нетрудно укладывать спать и кормить ребенка в соответствии с его привычками. В детском учреждении сделать это сложнее, не вполне возможно при соблюдении определенного порядка в обслуживании детей, при соблюдении принципа постепенности.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Этапы проекта :
• Организационно-подготовительный – август - сентябрь;
• Основной – сентябрь - ноябрь;
• Заключительный – декабрь.
1. Организационно-подготовительный этап:
• Изучение методической литературы;
• Повышение уровня педагогической компетенции;
• Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
• Составление диагностического инструментария;
• Составление планов работы с детьми, родителями;
• Создание системы в планировании;
• Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
• Создание эмоционального комфорта;
• Составление и подбор информационного материала для родителей;
• Повышение педагогической компетенции родителей;
• Анкетирование родителей;
• Исследование социальных навыков детей;
• Выявление особенностей семейного воспитания;
• Прогноз вероятной степени адаптации детей.
1. Основной:
Принципы работы:
• Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
• Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
• Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
• Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми:
Мероприятие
Знакомство и наблюдение
Диагностирование детей, прогнозирование результатов
Учет домашних привычек, интересов
Индивидуальный подход к ребенку
Игры-занятия
Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми
Игры-упражнения
Игры-инсценировки
Использование фольклора
Сюрпризные моменты
Продуктивная деятельность
Элементы закаливающих мероприятий
Сохранение и укрепление здоровья детей
Оптимальный двигательный режим
Работа с родителями
Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»
Мероприятие
Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду с помощью пальчиковых, подвижных игр и упражнений.
Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3 года жизни. Основные задачи воспитания».
Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».
Беседа «Питание – залог здоровья».
Консультация «Капризы и их предупреждение»
Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».
Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства»
Повышение педагогической компетенции родителей:
Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».
Рекомендации «Пальчиковая гимнастика»
Памятки по адаптации к ДОУ
3. Заключительный:
Мероприятие
Наблюдение
Диагностирование детей
Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам)
Анкетирование родителей
Изучение эффективности деятельности
Анализ полученных результатов
Подведение итогов работы
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
Выявление недостатков
Корректировка планов работы с детьми и родителями
Устранение недостатков
Форма предоставления результатов
• Презентация проекта
Анализ уровня адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада
После внедрения проекта «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада», был проведен анализ уровня адаптации.
Результаты анализа уровня адаптации детей :
Высокий уровень адаптации – 9 детей;
Средний уровень адаптации – 6 детей;
Низкий уровень адаптации – 0 детей;
Вывод: считать проведение периода адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада учебном году успешным
Гибкий план воспитательно - образовательной работы в период адаптации.
1-я неделя
Понедельник Приветствие малыша от имени игрушки (плюшевый мишка, зайка, кукла). Экскурсия по группе.
Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».
Игра «Передай колокольчик».
Вторник Беседа «Кто у нас хороший?» (игра у зеркала).
Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»
Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату). Подробное знакомство с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения.
Катание на игрушках-качалках, каталках, качелях в спортивном уголке.
Среда Беседа о животных, живущих у детей дома.
Игра «Разноцветные бусины», повторение знакомых игр.
Подвижная игра «Догони мяч».
Игры с природным материалом «Волшебные коробочки».
Чтение художественной литературы.
Четверг Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Зайкой ждали Машу, Катю, …», наблюдение в окно.
Игра-забава «Минутка заводной игрушки».
Игры «Мишка», «Козлик».
Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».
Знакомство с расположением игровых зон, игрушек, пособий.
Подвижная игра «Смотри, что я могу».
Игра-путешествие в «Комнату снов».
Пятница Беседа с ребенком на интересующую его тему (о папиной машине, старших детях в семье, об игрушке, мультике).
Игра-забава с музыкальными игрушками.
Игра «Разноцветные бусины»,
Игра с водой «Нырки» (подготовительные навыки для мытья рук, закрепление правил поведения в комнате Мойдодыра.
2-я неделя
Понедельник Продолжить знакомство с группой.
Рассказ-импровизация воспитателя о жизни игрушек и ребят.
Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».
Игра-забава «Музыкальная шкатулка».
Подвижная игра «Смотри, что я могу».
Вторник Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»
Игра «Передай колокольчик».
Игра «Прятки».
Путешествие к Мойдодыру – игровое упражнение «Найди свою картинку».
Хохотальная разминка.
Среда
Беседа у зеркала «Кто у нас хороший?».
Подвижная игра «Зайка».
Рассматривание картинок о животных, рассказ-импровизация «Детский сад для лесных зверюшек».
В гостях у Мойдодыра.
Игра-забава «Воздушные шары».
Аудиозапись «Голоса природы».
Четверг Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».
Игра-забава со звучащими, музыкальными игрушками.
Минута отдыха «Мягкая».
Игра «Зарядка».
Игра-путешествие в «Комнату снов», аудиозапись «Колыбельные».
Пятница Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Мишуткой ждали Машу …», наблюдение в окно.
Игра «Пять малышей».
Самостоятельные игры с мячами.
Ласковая минутка «Кто у нас хороший?».
Игры с природным материалом «Морские сокровища».
В гостях у Мойдодыра.
3-неделя
Понедельник Продолжить знакомство с игровой комнатой.
Сюжетная игра «Мы шли, шли, шли …».
Подвижная игра «Иди ко мне».
Минута отдыха «Мягкая».
Игры с водой «Плавает - тонет».
Игры для развития мелкой моторики «Кто в кулачке?».
Хохотальная разминка.
Самостоятельные игры.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Вторник Беседа с детьми на интересующую их тему.
Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».
Сюжетная игра «В гости к куклам».
Подвижная игра «Зайка».
Экскурсия в физкультурный зал.
Свободная деятельность.
Подвижная игра «Хоровод».
Ласковая минутка «В гостях у Сплюшки» - слушание аудиозаписи «Классические колыбельные».
Среда Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».
Самостоятельная деятельность.
Игра с водой «Ловкие пальчики».
Музыкальная игра «Мы в лесок пойдем».
Игра «В гостях у Мойдодыра» (закрепление правил поведения в санитарной комнате).
Четверг Беседа на интересующие детей темы.
Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».
Рисование фломастерами, маркерами.
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Самостоятельная деятельность.
Пальчиковые игры «Игра с кистями рук», «Кто в кулачке?».
Свободные игры в спортивном уголке (катание на каталках, сухой бассейн, качели).
Пятница Наблюдение из окна группы за приходом детей в детский сад.
Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».
Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».
Показ-инсценировка потешки «Огуречик - огуречик».
Подвижная игра «Покружимся».
Самостоятельная деятельность.
4-неделя
Понедельник Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!».
Лепка из соленого теста.
Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей».
Свободная деятельность.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Ласковая минутка – слушание аудиозаписи «Классические мелодии для малышей».
Подвижная игра «Покружимся».
Вторник Рассматривание картинок на тему «Животные» - беседа о животных.
Игра-забава «Где же наша …».
Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».
Путешествие в физкультурный зал.
Свободная деятельность.
Игра «Мишка».
Минутка отдыха «У Сплюшки» - рассказывание воспитателем сказки-импровизации.
Подвижная игра «Мяч».
Среда Сюжетная игра «В гости к куклам».
Подвижная игра «Догонялки».
Минута звучащих, музыкальных игрушек.
Показ – инсценировка «Огуречик, огуречик».
Игра «В гостях у Мойдодыра» - закрепление первых культурно-гигиенических навыков.
Четверг Игры с природным материалом «Сундучок сокровищ».
Подвижная игра «Мы потопаем ногами».
Минутка отдыха «На лесной полянке» - слушание аудиозаписи.
Самостоятельная деятельность.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Пальчиковая игра «Расскажи стихи руками».
Пятница Игра-забава «Воздушные шары».
Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».
Пальчиковая игра «Разноцветные бусинки».
Показ-инсценировка потешки «Кисонька-Мурысонька».
Свободная деятельность.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Подвижная игра «Зайка».
Минутка отдыха «На лесной полянке».