Полина Астанакулова
Проблема и профилактика агрессивности в межличностных отношениях дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема и профилактика агрессивности в межличностных отношениях дошкольников
Астанакулова П. В.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №46»
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, кото-рое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача педагога и психолога.
Публикация «Проблема и профилактика агрессивности в межличностных отношениях дошкольников» размещена в разделах
Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю; посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один») и даже оскорбления и унижения другого. Традиционными «детскими» формами вербальной агрессии являются дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок»).
Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо ма-териального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
- разрушение продуктов деятельности другого (Например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги,
- уничтожение или порча чужих вещей (Например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребенок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца);
- непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму.
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается вербальная агрессия — от жалоб до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»).
Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение, необходимо для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:
- Привлечение к себе внимания сверстников (Мальчик вырывает книгу у девочки, и разбрасывает игрушки, и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
- Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое пре-восходство (Заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
- Защита и месть (В ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
- Стремление быть главным (Например, после неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
- Стремление получить желанный предмет (Чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками,
Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В тоже время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка — завышенная или заниженная. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые сверстниками, и даже лидеры. Следовательно, эти тяжелые переживания вызваны не действительным положением ребенка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.
Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага
Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:
- в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;
- в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;
- в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или подвоха со стороны партнера.
Работа воспитателей и психолога должна проводиться в трех направлениях.
- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
- Обучение детей навыкам распознавания контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
- Формировать способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Существует множество способов работы с гневом и снятия физического напряжения ребенка. В своей работе мы используем игры с водой, песком, а можно использовать и глину. Из глины можно слепить своего обидчика, разбить, смять его, расплющить между ладошками.
Игра с песком, как и с глиной очень нравится детям. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующего врага, глубоко в песок, можно налить туда воды, закрыть кубиками. Засыпая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает ребят поиграть вместе в песок, так восстанавливается мир.
Небольшие бассейны, расположенные в группах сада, - настоящая находка для работы с детьми. Ребятам нравится сдувать из дудочки кораблики. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая фигурка.
Для тренировки навыка распознания эмоциональных состояний можно использовать этюды М. И. Чистяковой, такие как: «Кузнечик», «Цветок» и др. В своей работе мы так же используем рисование. С детьми мы делаем рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив», «Когда мне грустно» и т. д.
Кроме описанных способов работы мы используем еще и другие: проводим беседы с детьми, рисуем и, конечно же, играем. Используем игры на формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, переживанию, такие, как: «Глаза в глаза», «Головомяч», «Я вижу…» и т. д. Ролевые игры очень значимы и полезны для детей. В процессе игры ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.
Для более эффективной работы педагога с детьми можно использовать:
- такие материалы, как боксерская груша, поролоновые подушки для битья, мишени, стаканчики для крика. Они помогают дошкольникам справиться с отрицательными эмоциями, выплеснуть накопившуюся энергию.
- для снятия эмоционального напряжения, утомления детей помогают аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для релаксации, свечи, фонтаны.
Литература:
1. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. М. : ВЛАДОС, 2005.
2. Смирнова Т. Б. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. «Психологический практикум». – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004. – 160с.