Сулейманова Юлия
Проблема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового поколения – одна из главных задач развития страны. Сегодня главное направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей стало обеспечиваться рядом нормативно-правовых документов.
На сегодняшний день здоровье рассматривается как состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических недостатков.
Публикация «Проблема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» размещена в разделах
Постоянные исследования убедительно доказали, что здоровье человека, прежде всего, зависит от здорового образа жизни. По данным многих ученных образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Исследования показали, что основное воздействие на здоровье оказывают : наследственность – 20,4%,экология – 19,9%, сложившийся образ жизни – 51,2%, медицина и здравоохранение – 8,5%.
У взрослого человека выделяют 8 основных позиций здорового образа жизни : полноценный отдых, правильное питание, высокая медицинская активность, удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт, экономическая и материальная независимость, регулярная физическая активность, психофизиологическая удовлетворенность в семье. Возможность вести здоровый образ жизни зависит от пола, состояния здоровья человека, от условий его жизни, от наличия полезных и вредных привычек, возраста. Но, говоря о здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста, нельзя подразумевать под этим ведение здорового образа жизни в полном понимании этого слова. Это зависит, прежде всего, от возрастных и психических особенностей детей. В первую очередь, ребенок дошкольного возраста еще не обладает теми качествами и свойствами личности, которые необходимы для полноценного ведения здорового образа жизни. Поэтому в этом возрасте можно говорить, что дошкольник лишь знакомиться с таким образом жизни. А помогает вести здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – взрослый. Во-вторых, вся жизнь ребенка, особенно в детском саду строго отрегулирована.
Корни развития здорового образа жизни складываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки. Для того, чтобы выработалась привычка вести здоровый образ жизни необходимо : сформировать знания и представления о здоровье, способах ведения здорового образа жизни; умения и навыки совершать действия здорового образа жизни; привычку вести здоровый образ жизни; развивать потребность совершать это постоянно и получать от этого удовлетворение.
Ряд медиков и педагогов хотели решать проблему формирования здорового образа жизни человека, начиная с раннего возраста. Они разработали программно-методическое обеспечение для профильных дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.
Но здоровый образ жизни не ограничивается лишь физкультурно-оздоровительной работой. Исследование образовательных программ для детских садов показывает, что приобщение к здоровому образу жизни дошкольника (в условиях дошкольных учреждений) предполагает такие виды деятельности: соблюдение режима дня, достаточную двигательную активность, закаливание, рациональное питание, умение снимать напряжение, соблюдение личной гигиены. Большое значение в ведении здорового образа жизни играет точка зрения человека в этом процессе: его ценностное отношение к здоровью, знания и представления о здоровом образе жизни, активность в ведении здорового образа жизни.
Приобщение детей дошкольного возраста к ЗОЖ и формирование у них устойчивой привычки вести здоровый образ жизни происходят, как правило в процессе воспитания и обучения.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание здорового образа жизни. Формирование отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни становится отправной точкой в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни. На центральное место ценностного отношения к здоровью указывают многие ученые. В иерархии ценностей дошкольника доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места. Формирование эмоционально-положительного отношения к здоровью у ребенка затруднено в силу того обстоятельства, что это понятие абстрактно. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость.
Чаще всего дошкольники определяют зависимость своего здоровья от соблюдения гигиенических норм (56%, от занятий физическими упражнениями (68%). Реже выделяют психологический компонент в здоровье и не видят зависимости состояния здоровья от психологических факторов.
Для того, чтобы выработалась привычка вести здоровый образ жизни необходимо приобщить ребенка к ЗОЖ, а именно: сформировать знания и представления о здоровье, способах ведения здорового образа жизни; умения и навыки совершать действия здорового образа жизни; привычку вести здоровый образ жизни; развивать потребность совершать это постоянно и получать от этого удовлетворение.