Марина Антропова
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии. В помощь логопедам
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии
Развитие речи представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, рече- двигательный, речеслуховой, общедвигательный и другие. В его основе лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Публикация «Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии, В помощь логопедам» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Диагностические данные детей старшего дошкольного, имеющими речевые нарушения, показали, что у них недостаточно развиты моторные функции: неточность, недостаточная дифферинциация при выполнении произвольных, сознательно контролируемых движений; недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики; замедленность движений, «застревание» на одной позе. Поскольку процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций и является целенаправленной деятельностью, то дети могут испытывать трудности при автоматизации этого процесса.
Анализ высших психических функций у детей с ОНР (в большинстве своём -это дети со стертой дизартрией) показал, что у них нарушены ритмическое чувство, слуховое внимание и память, зрительные функции: предметный, цветовой гнозис, зрительное внимание и память. Это может привести к нарушениям звуко-слоговой структуры слова, что на письме проявится в пропусках, перестановках букв и слогов в заменах букв, сходных по написани
У детей с ОНР затруднена вербализация пространственных и временных отношений.
Практика коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога показывает, что уже в дошкольном возрасте необходимо специально развивать высшие неречевые психические функции, и тем самым осуществлять профилактику нарушений письменной речи. Работа по профилактике нарушений чтения и письма необходимо вести по нескольким направлениям одновременно: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, все виды памяти, совершенствовать пространственно- временные ориентировки, психомоторные функции. В связи с этим возникла необходимость совместной деятельности учителя – логопеда и педагога- психолога по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР.
В основу работы положены методы кинезиологии.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё не сформирована. Для стимуляции интеллектуального развития правомерно применение кинезиологических упражнений.
Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психический процессов.
Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи, языком, губами, гортанью, эта область головного мозга расположена рядом с речевой область.
Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов писал:
«развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обеих полушариях даёт человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Такая «межполушарная специализация» - явление неврожденное, а вырабатываемое, повторяя игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, то есть вырабатываем двигательный навык, а так же индивидуальный стиль движений, это очень важно как в игровой так и в учебной деятельности.
Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. При этом, чем больше и интенсивна нагрузка (в допустимых пределах, тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных окончаний осуществляется на более высоком уровне. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы его мозга.
Все упражнения педагог-психолог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность.
Учитель - логопед включает комплекс кинезиологических упражнений, как фрагмент занятий «Расскажи стихи руками», «Рисуем по клеточкам» и т. д.
Воспитатель проводит кинезиологический комплекс упражнений утром и после дневного сна, два раза в день, вместо утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, со всеми детьми группы, дети с ОНР посещают общеоразовательные группы.
В выходные дни рекомендую родителям продолжать комплекс этих упражнений и самомассаж рук дома с ребёнком.
Предлагаются к работе учителя-логопеда следующие четыре комплекса в сочетании с пальчиковой азбукой, печатанием в тетрадях, дыхательной гимнастикой, самомассажем пальцев рук. Режим работы рекомендуем тот же: каждый комплекс проводится в течение 6 недель, между ними двухнедельный перерыв.
Кинезиологические упражения способствуют:
развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия,
развитию комиссур (межполушарных связей,
синхронизации работы полушарий,
развитию речевой коры головного мозга, формированию активной речи ребёнка, пополнению словарного запаса новыми понятиями,
активизации памяти, внимания, мышления, сосредоточенности зрительного и слухового восприятия,
развитию двигательной коры головного мозга, формированию и совершенствованию мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими, шероховатыми,
формированию умения правильно держать карандаш, ручку, фломастер, учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах).
развитию координации крупных движений и умению владеть своим телом и совершенствованию двигательных умений и навыков.
развитию пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.
формированию учебной деятельности:
- умению слушать, понимать и выполнять словесные указания и установки,
- умению действовать, повторяя показанный образец,
профилактике дислексии и дисграфии.