Елена Семыкина
Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной.
Если у ребенка к моменту поступления поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная : чтение и письмо.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Первичная профилактика дисграфий :
Публикация «Консультация для педагогов „Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Её основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее: 1. Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.
2. Дети с дисграфией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом.
3. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:
а) с «цепочкой» постнатальных вредностей;
б) с поздним и аномальным развитием устной речи;
в) с задержкой психического развития;
г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;
д) с билингвизмом.
Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.
С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа :
1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.
2. Формирование функционального базиса письма.
3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.
На уроках педагоги должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям:
• Развитие слухового и фонематического восприятия.
• Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
• Развитие мелкой моторики рук,
• Ориентировка в пространстве,
• Готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
Рекомендуем использовать игры:
Развитие слухового и фонематического восприятия.
1. Игра «Назови звуки, которые слышишь». Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)
2. Игра «Путешествие». Занятие проводится с подгруппой детей. Логопед предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.) Логопед уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т. д.)
3. Игра «Где звук и сколько слогов». Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
4. Игра «Что изменилось?» Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка – корка, мишка – мышка, лук – люк.
5. Игра «Зашифрованное слово». Перед ребенком ряд картинок (капуста – арбуз – шарик – автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – каша.
6. Игра «Посмотри и запомни». Предлагаем посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь - логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.
7. Игра «Я назову слова, а вы покажите символы». Называем слова, а дети подумают, с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра - [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч - [О] ; индюк, икра, иголки - [И]
8. Игра «Волшебный кубик». Показываем кубик и спрашиваем, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети. Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Предлагаем бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Основными видами этой работы являются:
а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта — предложение, короткие черточки — слова, самые маленькие черточки — слоги, точки — звуки);
б) дописывание недостающих букв, слогов;
в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т. д.);
г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т. д.
Развитие мелкой моторики рук.
1. Игра «Самолеты за облаками». Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.
Педагог дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое - светлое (самолет виден хорошо).
Варианты заданий:
- вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.
2. Игра «Тир». Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер.
Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.
3. Игра «Узнай, кто я?». Игра развивает амплитуду движения, точность.
Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).
4. Игра «Вниз по реке». Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер.
Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.
Варианты заданий:
- дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик
- самостоятельно придумать, как изобразить реку.
Ориентировка в пространстве.
1. Игра «Покажи»
Цель: закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.
Ход игры: среди детей выбирается ведущий, который располагается в центре круга в удобной для него позиции и дает команду показать правую или левую руку. В дальнейшем игра усложняется тем, всем игрокам, кроме ведущего завязывают глаза.
2. Игра «Давай дружить»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве относительно другого человека.
(Дети встают парами напротив друг друга. Воспитатель дает задание- поздоровайтесь с другом правой рукой, погладьте друг руга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.
3. Игра «Что изменилось»
Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около, ближе, дальше и т. д.
Ход: называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка. Можно провести игру наоборот. Петрушка просит переставить игрушки, а вызванный им ребенок выполняет задание. Другие дети оценивают правильность выполнения.
4. Игра «Художник»
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Ход: рассказываем ребё нку: «Представь, что ты - художник, а я- твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребёнок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
5. Игра «Разноцветное путешествие»
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивать воображение.
Ход: ребёнку предоставляется игровое поле, состоящие из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задаё т направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, 2 вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребёнок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка ив соответствии с цветом придумывает место нахождения его героя. ( например: клетка голубого цвета может означать, что герой прибыл на море, зелёного – на лесной полянке, жёлтого – на песчаном пляже и т. д.).
6. Игра «Назови соседей»
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.
Ход: используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить :
-что изображено справа от него,
-что нарисовано под ним,
-что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
7. Игра «Геометрический диктант»
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.
Ход: перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг- в центре листа, и т. д. После выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.
Используйте на занятиях так же речевые игры:
1. «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
2. «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
3. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и педагога удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно обучаться в школе, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у детей с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Желаю успехов!