МААМ-картинки

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Светлана Макеева
Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (раздел ФЭМП) через использование интерактивных технологий.

1. Что такое интерактивность и интерактивное взаимодействие.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира» размещена в разделах

Интерактивные методы и технологии находят всё более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса к этим методам и технологиям обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, а так же поиском новых подходов к организации обучения человека и форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Что такое интерактивность? Интерактивность (от английского interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). На чём строиться интерактивное взаимодействие? Интерактивное взаимодействие строиться на диалоге и предполагает последовательный обмен информацией между его участниками, непосредственную межличностную коммуникацию партнёров по общению. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Интерактивное взаимодействие является условием и средством освоение материала. При этом важен не столько результат, сколько сам процесс познания: самостоятельное построение знания, осмысление познаваемого, самоактулизация собственных возможностей и способностей в диалоге с равноправными субъектами образовательного процесса, в ходе которого происходит взаимное влияние людей или групп друг на друга.

2. Формы организации интерактивного обучения.

По мнению Б. Бадмаева, интерактивное обучение, это обучение, «которое основано на психологи человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При таком взаимодействии в процессе обучения педагог общается не на прямую с каждым ребёнком и не всей группой детей сразу, а опосредованно с каждым из них через другого ребёнка, интерактивное средство обучения (игрушку) или интерактивную среду».

Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной деятельности. Таким образом, образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причём это происходи в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребёнком;

Парная форма используется для решения задачи в паре;

При групповом подходе дети делятся на подгруппы;

При коллективной (фронтальной) форме задание выполняют все участники одновременно;

Планетарная - это наиболее сложная форма интерактивного обучения. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект.

При таком многообразии форм интерактивного обучения, можно выделить три метода:

• пассивный

• активный

• интерактивный.

При пассивном методе воспитатель главный на занятии, дети не проявляют творческой деятельности, не взаимодействуют друг с другом, а только играют роль слушателя.

При активном методе, роль воспитателя как бы уходит на второй план. Воспитатель только побуждает детей к общению друг с другом, совместному выполнению задач. Дети при таком методе являются субъектами выполняемой деятельности.

Интерактивный метод подразумевает активное участие всех участников процесса. Воспитатель организовывает процесс усвоения знаний детьми. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать друг с другом, общаться, создавать и применять имеющийся у них опыт.

Из определений методов мы видим, что наиболее эффективным и продуктивным на мой взгляд, является интерактивный метод.

3. Интерактивные технологии в дошкольном образовании.

Какие качества и умения формируют у дошкольников интерактивные технологии?

Интерактивные технологии формируют у дошкольников такие качества и умения:

• активизируется индивидуальная интеллектуальная, активность каждого дошкольника;

• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создаётся ситуация успеха;

формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребёнка

Необходимо помнить, что внедрение интерактивных технологий в работу с детьми дошкольного возраста нужно осуществлять постепенно, с учётом возрастных особенностей детей.

• 2 младшая группа - работа в парах, хоровод;

• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;

• Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.

Какие интерактивные технологии можно применять в работе с детьми дошкольного возраста :

«Работа в парах»

«Хоровод»

«Цепочка»

«Карусель»

«Интервью»

«Работа в малых группах»

«Аквариум»

«Большой круг»

«Дерево знаний»

«Кейс технологий»

4. Эффективность использования интерактивных технологий в работе со старшими дошкольниками на занятиях ФЭМП.

Главным условием развития личности ребёнка дошкольного возраста является общение, поэтому задача педагога специально организовывать данную деятельность, создавая в нутрии неё атмосферу доверия и сотрудничества: детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения данной задачи и ряда других задач в своей работе я использую интерактивные технологии. Суть интерактивных технологий состоит в том, что все дети оказываются вовлечены в процесс познания.

Изучив все перечисленные выше интерактивные технологии, и опробовав их в работе с детьми, я пришла к следующим выводам, что для формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (ФЭМП) в работе со старшими дошкольникам наиболее эффективными и результативными являются такие интерактивные технологии как: цепочка, карусель, работа в парах и малых группах.

Интерактивная технология «цепочка» помогает формированию у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Наличие общей цели, последовательное решение каждым участником одной задачи создаёт обстановку сопереживания и взаимопомощи, помогает детям общаться друг с другом, даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, предложить свои варианты решения поставленной задачи. А так же использование этой технологии позволяет воспитателю более рационально использовать время на занятии.

Интерактивная технология «работа в парах» учит детей взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, сообща и последовательно выполняют работу, помогают друг другу. Интерактивная технология «работа в парах» помогает детям выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

Интерактивная технология «карусель» используется для организации работы в парах. Эта технология стимулирует детей на активное общение друг с другом, формирует у детей такие коммуникативные качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества, именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом.

Интерактивная технология «работа в малых группах» (тройках) учит детей оценивать как свою работу, так и работу товарищей. Применение технологии групповой работы «в тройках» даёт возможность трудиться на занятии всем детям, позволяет более сильным детям помогать слабым. Принцип сотрудничества в процессе обучения становиться ведущим.

В ходе разминки, а так же при подведении итогов занятия я использую такие интерактивные технологии как «хоровод», «большой круг». Воспитатель с помощью предмета (мяча) учит детей выполнять задание по очереди, формирует у детей умение выслушивать ответы, не перебивая товарищей – это способствует формирования начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Технология «большой круг» позволяет каждому ребёнку высказываться, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу, а так же развивает у детей навыки общения.

Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста выше перечисленных технологий позволяют мне успешно и эффективно решать задачи познавательного развития детей, а так же помогают снимать с дошкольников нервную нагрузку в ходе непосредственно образовательной деятельности, легко переключать внимание детей на другое задание, даёт возможность менять форму деятельности и более рационально и эффективно использовать отведённое время на занятии. Интерактивные технологии в непосредственно образовательной деятельности позволяют мне - как и любому педагогу реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учётом их психологических возможностей и возрастных способностей, дают возможность обогатить и систематизировать знания детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, формируют у детей активность, любознательность, уверенность в своих силах и возможностях, развивают свободное общение с взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения.

Формирование первичных навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста Изучив и обобщив особенности формирования трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе,.

Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений. Дошкольный.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития» Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование.

Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о диапазоне ценностей мира семьи Морозова Ирина Владимировна, воспитатель, МБУ детский сад № 143 «Бусинка» г. Тольятти КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Все что происходит в жизни, совершается во времени и в пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Мастер-класс «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира» Цель мастер – класса: представить педагогам эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего.

Проектная деятельность «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях» Проектная деятельность на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 20:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Макеева (УИ 296761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД