Алла Дурягина
Упражнения и игры, направленные на снижение агрессивности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения и игры, направленные на снижение агрессивности у дошкольников
1. «Головомяч»
Цель: развивать сотрудничество в парах, формировать умение согласовывать свои движения с действиями партнера.
Инструкция: разбиться на пары, лечь на пол друг против друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова была напротив головы товарища. Положите мяч точно между головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Можно касаться мяча только головами. Встать сначала на колени, а потом на ноги. Можно держать друг друга руками, если понадобится.
Публикация «Упражнения и игры, направленные на снижение агрессивности у дошкольников» размещена в разделах
2. «Брыкание»
Цель: способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Инструкция: Ребенок ложится на спину на ковёр. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
3. «Кулачок»
Цель: способствовать осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
Инструкция: дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
4. «Строители»
Цель: способствовать сближению детей, эмоциональному и моторному самовыражению.
Инструкция: каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:
- удобно ли тебе будет жить в этом доме?
- где ты разместишь приехавших к тебе гостей?
- кто будет жить в этом доме кроме тебя?
Можно спросить детей группы, подходит ли домик его строителю. После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей.
5. «Связующая нить»
Цель: формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности.
Инструкция: дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
6 упражнение : «Ау!»
Цель: развитие интереса у детей к сверстникам, слухового восприятия, способствовать преодолению барьеров в общении.
Инструкция: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
7 упражнение : «Дракон кусает свой хвост»
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Инструкция: звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост»,
а тот уворачивается от нее. Ведущий следит за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.
В роли «головы дракона» и его «хвоста» должны побывать все участники.
8упражнение : «Колокол»
Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Инструкция: дети становится в круг, поднимая поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
На вдохе поднимаются руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз.
9 упражнение : «Передай сигнал»
Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Инструкция: участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал (пожать руку, поднять руку вверх и т. д.) Начинает ведущий. Получивший сигнал справа или слева должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона». Повторяется несколько раз.
10 упражнение : «Зеркала»
Цель: снижение напряжения, развитие наблюдательности и коммуникативных навыков, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Инструкция: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий выполняет разные движения, играющие должны повторить их. Если кто-то ошибается, выбывает. Победивший ребенок становится ведущим. Игру можно повторить несколько раз.
11 упражнение : «Обзывалки»
Цель: снятие вербальной агрессии, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Инструкция: детям предлагается, передавая друг другу мячик, называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например : «А ты,, солнышко!»
Мячик нужно передавать быстро, нельзя долго задумываться.
Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего обычно люди обычно обижаются и начинают обзываться.
12 упражнение : «Поварята»
Цель: развитие коммуникативных навыков чувства принадлежности к группе.
Инструкция: все дети встают в круг – это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или
чем-нибудь еще. Ведущий – взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный выпрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами» : крошить, мять, солить и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра может помочь снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
13упражнение : «Тростинка на ветру»
Цель: развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям, снятие страхов.
Инструкция: «Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это необычный круг, а волшебный, потому что дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы стоящий в центре этого круга пережил
удивительные ощущения. Один доброволец становится в центре круга, а все остальные поднимают руки на уровне груди и ловят стоящего в центре, когда он начинает качаться во все стороны. Очень важно, чтобы участник в центре
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 6
стоял как деревянный. Игра продолжается, пока все участники не побывают в центре круга. После все участники делятся впечатлениями.
14 упражнение : «Комплимент»
Цель: создание позитивного настроения, умение замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.
Инструкция: предварительная беседа с помощью вопроса: Что такое комплимент?
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплименты по кругу.
15 упражнение : танец «Распустившийся бутон»
Цель: активизация совместной деятельности, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.
Инструкция: группа садится на коврик и берется за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняется назад, крепко держа друг друга за руки) и качается на ветру.