ольга новосельцева
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта».
В настоящее время одной из важнейших проблем современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие соблюдали обычаи, чем украшали свой быт?
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с „Музеем народного быта“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Еще несколько лет назад педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.
Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Также важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, прялка, коромысло и т. д.) очень эффективно для ознакомления детей с народными промыслами и традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из актуальности этого направления в работе с воспитанниками и их родителями, нами была определена тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта».
Цель: патриотическоевоспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом и жизнью родного народа, его характером, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
1. Развивать представления детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к культурному наследию Нижегородского края.
3. Обогащать предметно-пространственную среду в группах через создание мини-музеев народного быта.
4. Содействовать становлению родителей как единомышленников педагогов в обеспечении преемственности в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Изучив литературу по этому вопросу, исследовав интернет ресурсы, мы подобрали приемлемые для себя содержание и формы работы.
На первом этапе необходимо было провести диагностическое обследование детей с целью выявления особенностей освоения детьми содержания элементов национальной культуры и выявить степень заинтересованности родителей в данной работе. А также степень их готовности к активному взаимодействию в рамках этой проблемы.
Для проведения диагностики детей использовалась методика И. Б. Рябцевой.
«Методика выбора», цель которой: выявление уровня интереса у детей к национальной культуре. Детям предлагаются следующие ситуации:
1 ситуация – выбор орнамента (детям предлагается выбрать орнамент, узор, которым бабушка украсит варежки) :
• национальный орнамент
• геометрические фигуры
• однотонные (без рисунка)
2 ситуация – выбор костюма (детям предлагается выбрать одежду для куклы) :
• национальная одежда
• джинсовый костюм
• спортивный костюм
3 ситуация - выбор сувенира (детям предлагается купить подарок для друга) :
• игрушка - кукла в национальной одежде
• покемон
• городецкая игрушка
4 ситуация - выбор занятия (детям предлагается выбрать занятие) :
• родной язык
• математика
• рисование
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 12 .
В результате диагностики выявляются следующие уровни интереса детей к национальной культуре :
высокий уровень – 12- 9 баллов;
средний уровень – 8 – 6 баллов;
низкий уровень – от 5 и менее.
Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре применяется метод индивидуальной беседы.
Детям предлагаются следующие вопросы:
1. В какомгороде ты живешь?
2. Знаешь ли ты народные праздники? Какие?
3. Назови части русского национального костюма.
4. Какие русские народные игры ты знаешь?
5. Какие народные считалки ты знаешь?
6. Какие ты знаешь пословицы, поговорки?
7. Знаешь ли ты русские народные песни?
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методики, равно 21.
В результате диагностики выявляются следующие уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре :
высокий уровень – 21- 18 баллов;
средний уровень – 17 – 12 баллов;
низкий уровень – от 11и менее.
3. Метод творческих заданий. Цель: выявить уровень умений детей отражать элементы национальной культуры в практической деятельности.
1 задание – составить рассказ о кукле, одетой в национальную одежду
2 задание – украсить варежку
Критерии оценки:
1 – содержание изображения, рассказа
2 – техника исполнения, выразительность при передаче образов
3 – отношение ребенка к деятельности.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить, равно 12.
В результате диагностики выявляются следующие уровень умений отражать элементы национальной культуры в практической деятельности:
высокий уровень – 12- 8 баллов;
средний уровень – 8 – 6 баллов;
низкий уровень – от 5 и менее.
Результаты диагностики показали, что преобладал средний уровень, высокий уровень отсутствовал.
После обработки результатов анкетирования родителей, мы выяснили, что только 8% родителей не заинтересованы и не готовы сотрудничать с ДОУ в этом направлении.
Следующий этап нашей работы – практический. Мы определили всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках приобщения детей к русской народной культуре :
- воспитанники
- родители (законные представители)
- воспитатели и специалисты ДОУ
- социальные партнеры (музей Московского района, библиотека имени Гастелло, музыкальная школа №17, ООО «Юнис»).
А также формы работы с ними.
Работа с воспитанниками нашла свое отражение в следующих формах:
В организованной образовательной деятельности были проведены беседы о родном крае, о народных праздниках и традициях; «Хлеб всему голова», «Былины – кладезь народной мудрости», и мастерская по созданию народной игрушки. Идея создания народных кукол была подсказана нам самими детьми. Дети стали задавать вопросы «Во что играли наши бабушки». Когда в группе появилась первая кукла Кубышка, никаких особых эмоций она не вызвала. А после того, как мы попробовали изготовить таких кукол, у них появился интерес не только в изготовлении, но и в желании играть в этих кукол. Заинтересовались темой кукол не только девочки, но и мальчики. Сейчас у нас в группах живут большие кукольные семьи.
В рамках художественно-эстетического развития мы с воспитанниками изготавливали и расписывали матрешек, дымковские и городецкие игрушки, делали бусы из рябины. Была организована «Неделя народной игрушки».
Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиций от одного поколения к другому. В них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков – их труде, быте, мировоззрении. Народные игры ненавязчиво учат ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Мы познакомили детей с русскими народными играми, совместно изготовили атрибуты,составили схемы и картотеку русских народных игр.
Своими силами, используя информационно-коммуникативные технологии, мы организовали виртуальные экскурсии - «Путешествие в мир старинных вещей», где дети познакомились с названиями и назначением некоторых предметов народного быта, и «Город мастеров». Увидев знакомые виды и экспонаты из «Города мастеров», некоторые ребята, посещавшие это место с родителями, захотели поделиться своими впечатлениями от поездки.
Территориальная близость к музею Московского района и библиотеке имени Гастелло позволяет нам организовывать тематические экскурсии. В музее Московского района мы посетили выставки «Предметов народного быта», «Народные куклы», «Волшебная ниточка».
А сотрудники детской библиотеки организовали для наших воспитанников незабываемые познавательные занятия «История создания матрешки», «Быт Нижегородского края».
Для того, чтобы родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, мы использовали следующие формы работы:
Было проведено анкетирование родителей «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа», «Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей».
Консультации:«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре», «Читайте детям сказки», «Игрушки из природного материала и игры с ними», «Народная сказка в изобразительной деятельности детей».
Проведен круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников»; мастер-класс по изготовлению кукол. Оформляются папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Русские народные игры».
В нашем детском саду регулярно проводятся народные праздники : Осенние посиделки, Покровская ярмарка, Колядки, Масленица, Пасха, Троица, активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно – музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово – календарного фольклора, костюмов для взрослых и детей и атрибутам. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные, нравственные и эстетические ценности.
Именно здесь видна связь специалистов друг с другом и с родителями и результативность проведенной работы.
Благодаря хорошо организованному взаимодействию с родителями нам удалось значительно обогатить развивающую предметно-пространственную среду:
- в группах созданы мини-музеи народного быта, в которых воспитанники старшего дошкольного возраста вместе с воспитателями проводят экскурсии для детей младшего возраста.
Был создан музей народного быта в МБДОУ, где проводились экускурсии для воспитанников и их родителей
- дидактические игры «Сошьем Дуне сарафан», «Сравни и расскажи», «Путешествие в прошлое»
- безликие и обрядовые куклы
- созданы картотеки русских народных игр, пословиц и поговорок
- изготовлены книги «Традиции Нижегородской области», «Как жили наши бабушки»
- значительно пополнился уголок ряжения. Также родители сшили русские народные костюмы для кукол Вани и Маши.
- значительно пополнилась библиотека. Мы собрали много книг по фольклору, русских народных сказок и песен.
- в уголке ИЗО размещены открытки, альбомы, фотографии с образцами народной росписи, трафареты.
В заключение хотелось бы сказать, что результативность нашей работы подтверждается не только тем, что значительно возросла заинтересованность родителей и их готовность к сотрудничеству по этой теме, а созданные условия предметно – пространственной среды позволяют детям проявлять творчество и самостоятельность на основе полученных знаний и умений. Об этом также говорит участие наших воспитанников в конкурсах и праздничных мероприятиях с использованием национальных костюмов и фольклора.
- «Веселый каблучок»
- «Поющие капельки»
- утренники и праздничные мероприятия в ДОУ
- участие в конкурсах детского рисунка «Мир красками детства», и декоративно-прикладного творчества «Радуга мастерства»
- участие в ежегодном районном конкурсе карнавальных костюмов в номинациях «Сказочный персонаж» и «Лучший костюм народов мира».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Поэтому мы будем продолжать работу в этом направлении, тесно взаимодействую с родителями и социальными партнерами.