Фирюза Мангутова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву.
Зову тебя Россиею - единственной зову.
Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой.
Грустить с тобой Земля моя и праздновать с тобой.
Актуальность
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы- значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе и понятнее детям
Возрастные особенности детей 5-7 лет.
Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.
Игра продолжает оставаться ведущей деятельностью этого возраста.
После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество, развивается диалогическая речь.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным появляются элементы словесно-логического мышления.
Старших дошкольников все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета (формы, пропорции, цвет, замысел становится более устойчивым.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
Цель: развитие личностной культуры ребенка посредством воспитания высоких духовных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
-формировать у детей чувство причастности к духовному наследию
своего народа;
-воспитывать любовь к Родине;
-знакомить детей с устным народным творчеством и народно-
декоративным искусством;
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа,
укладу жизни;
-формировать нравственные качества для установления позитивных
межличностных отношений;
-способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе,
- способствовать сплочению детского коллектива.
Паспорт проекта
Тип проекта : практико - ориентированный, открытый, коллективный
По количеству участников: фронтальный.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от рождения до получения результатов.
По характеру контактов: в контакте с семьей.
Участники проекта : дети от 5 до 7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, муз. руководитель, инструктор по физ. Воспитанию
По продолжительности: долгосрочный (2 года)
Гипотеза
Приобщение детей к истокам русской народной культуре, к традициям русского народа, способствует духовно - нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Выпускники детского сада:
- должны использовать в речи русский фольклор;
- должны знать былинных и сказочных героев, уметь сопереживать им;
- должны знать историю русского костюма;
- должны уметь различать изделия разных народных промыслов;
- должны знать и уметь играть в русские народные игры;
- должны знать особенности русских песен, плясок;
-должны знать историю своего края, села, семьи
Формы работы
• рассказ;
• беседа;
• чтение детских художественных произведений;
• разучивание с детьми стихотворений;
• рассматривание иллюстраций, тематических альбомов;
• прослушивание музыкальных произведений;
• досуги, развлечения, праздники;
• выставки творческих работ детей и родителей;
• продуктивная деятельность детей и др.
Принципы реализации:
• гуманизации
• развивающего образования
• научной обоснованности и практической применяемости
• полноты, необходимости и достаточности
• интеграции образовательных областей
• тесного сотрудничества педагогов и родителей
Этапы и сроки реализации
1. Организационно-подготовительный.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, дидактических материалов, подвижных игр. Составление альбомов. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2. Практический.
Разработка мероприятий в соответствии планом работы. Создание тематических альбомов. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей. Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, продуктивная деятельность детей.
3. Заключительный
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности.
Проект состоит из четырех разделов:
Старшая группа :
1. Народный фольклор : пословицы, поговорки, сказки.
2. Русские народные подвижные игры.
Подготовительная группа:
3. Национальный костюм, его элементы. Создание мини-музея в группе «Куклы в национальных костюмах».
4. Народные промыслы.
План работы с детьми:
Старшая группа :
1. Народный фольклор : пословицы, поговорки, сказки
Задачи:
-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками
-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;
-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной
жизни, в нужных ситуациях.
-познакомить с многообразием русских народных сказок;
-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,
выражением лица и глаз;
-развивать чувство юмора;
-вызвать интерес к театрализованным представлениям.
Беседа «Кто придумал поговорки?»
Разучивание пословиц, поговорок. Объяснение их значений.
День пословиц и поговорок «Без пословиц нам нельзя, без поговорок никуда».
Рассказ «Зачем нужны поговорки?»
ЧХЛ: Сказы П. И. Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце».
Рассматривания иллюстраций «Русская изба».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Рассматривание и чтение книг с пословицами, поговорками.
Прослушивание русских народных мелодий. Разучивание песен
«На горе-то калина», «Мы на ярмарку идем».
Рассказывание русских народных сказок.
Театрализованные представления по мотивам русских народных сказок
Рассматривание и чтение книг с русскими народными сказками.
ЧХЛ: Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
Инсценировка русских народных сказок в театрализованном уголке.
Беседа о правилах поведения во время представления.
Рисование «Моя любимая сказка».
Лепка «Сказочные животные».
Аппликация «Жар-птица».
Организация выставки поделок детей и родителей по мотивам русских
народных сказок.
Разучивание стихов, песен, танцев для театрализованных представлений.
Новогоднее представление «Как для Бабы яги друзей искали»(по мотивам детских сказок).
Подготовительная группа.
3. Народные промыслы.
Задачи:
-познакомить с народными промыслами
-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.
Рассматривание фигурок, выполненных в стиле дымковской игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома.
Беседа о народных промыслах : гжель, дымковская игрушка,
ЧХЛ: Сказки П. И. Бажова «Хозяйка медной горы».
Настольно-печатная игра «Народные промыслы».
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Рассматривание иллюстраций и поделок по народным промыслам.
Рисование «Золотая хохлома», «Дымковские барышни», «Голубая гжель».
Лепка «Кувшинчик», «Пасхальное яйцо».
Разучивание колыбельной песни. Прослушивание колыбельных.
4. Национальный костюм и его элементы.
Задачи:
-показать красоту национального костюма, выделить его элементы;
-организовать мини-музей «Куклы в национальных костюмах»;
-воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в
театрализованных представлениях.
Беседа о русском национальном костюме.
Рассматривание журналов с национальными костюмами.
Чтение стихов национальных поэтов.
Экскурсия в мини-музей «Куклы в национальных костюмах».
Инсценировка русских народных сказок в театральных костюмах.
Художественное творчество: рисование «Орнамент», «Девочка в сарафане».
Раскрашивание цветными карандашами книжек-раскрасок «Русские красавицы».
Разучивание русских народных танцев «Самовар», «Веночек»
2. Русские народные подвижные игры.
Задачи:
-познакомить с русскими народными подвижными играми;
-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные
подвижные игры;
-воспитывать чувство коллективизма.
Разучивание правил русских народных подвижных игр.
Рассказ «Во что играли на Руси?»
Рассматривание тематических альбомов о народных играх.
Чтение худ. литературы: разучивание фольклорного материала для игр
Русские народные подвижные игры.
Изготовление атрибутов для подвижных игр.
Беседа о правилах поведения во время игр.
Художественное творчество: рисование «Дети играют».
Разучивание хороводных игр.