Наталья Антипова
Приобщение детей к истокам народной культуры посредством ознакомления с русским фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Приобщение детей к истокам народной культуры посредствам ознакомления с русским народным фольклором».
Вид проекта: познавательно – культурный.
Срок реализации: сентябрь 2014 г. – январь 2015 г.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Публикация «Приобщение детей к истокам народной культуры посредством ознакомления с русским фольклором» размещена в разделах
Актуальность: Сегодня ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодёжи к родной истории, вековым культурным традициям России.
Время, в котором мы живём очень сложное, неспокойное. Это время новых взглядов, новых открытий, переосмысления, переоценки отношения к собственной жизни и окружающему тебя миру. Не обошли изменения и сферу дошкольного образования. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной культуры. В свете событий последних лет много говорится о возрождении Отечества. Одним из средств формирования патриотических чувств, развития духовности и является у дошкольников приобщение их к народной культуре.
Возродить культуру народов, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача, т. к. повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Актуальность выбранной темы обосновывается возрождением интереса общества к народному творчеству; необходимостью переосмысления духовно-нравственных личностных ориентиров дошкольника в условиях происходящих в обществе культурно-исторических процессов; острой постановкой вопроса о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации; многонациональностью социума.
Необходимо зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, к природе России, чтобы ребенок хорошо знал и уважал своё прошлое, свои истоки. Мною замечено, что соприкосновение детей с народным искусством и традициями, их участие в народных праздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
А музыкальный фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова, воспитывает эстетический вкус. Все это даст первые ростки понимания своих корней – любви и привязанности к маме, к родному дому, родному краю. В любом, даже в самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или народная игра – видна эпоха, быт, национальный колорит. Эти малые фольклорные формы, входя в жизнь детей, несут в себе эстетические знания, культурные традиции – все это, несомненно, воспитывает вкус.
Целью работы по приобщению детей к национальному искусству, я вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества, посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. Простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора : игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений - это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества - именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Предмет исследования: Процесс формирования познавательных интересов к русскому народному творчеству.
Цель проекта: приобщение детей к истокам народной культуры посредствам ознакомления с русским народным фольклором.
Задачи проекта:
1. Воспитать уважительное отношение к традициям государства.
2. Пробудить любовь ребенка к Родине, которая начинается с
порога отчего дома.
3. Познакомить с историческим прошлым и народной культурой России.
4. Приобщать детей к культурному наследию, традициям, праздникам, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
5. Познакомить ребенка с прекрасным миром Русской природы, воспитать любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
6. Научить ребенка бережно относится к окружающему его
миру.
7. Воспитывать уважение к человеку труда.
8. Организовать творческую продуктивную игровую деятельность детей, в которой ребенок проявляет свои творческие способности.
9. Знакомить с семейными традициями детей группы.
Литература:
1. Картушина М. Ю. Народные праздники в детском саду. - Москва 2007.
2. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет. /Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозайка-Синтез 2008.
3. Ревина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Мозайка-Синтез 2008.
4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. – М., 2004.
5. Истоки : Базисная программа развития ребенка- дошкольника. Издательский дом «Карапуз». – Москва 2013.
6. Доброславская О. А. Программа по формированию целостной картины мира по средством ознакомления с родным краем «Край родной – земля кубанская». – Краснодар 2013.
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хочется отметить положительные результаты которых я добилась:
1. У детей сформированы знания о традициях государства.
2. Разбудили чувство гордости и любовь к Родине, которая начинается с порога отчего дома.
3. Ребята узнали больше о историческом прошлом и народной культурой России.
4. Сформировался необходимый минимум знаний детей о культурном наследии, традициях, праздниках, народно-прикладном искусстве, устном народном творчестве, музыкальном фольклоре, народным играм.
5. Дети глубже познакомились с прекрасным миром Русской природы, продолжено воспитание в детях любви к природе, желание беречь и защищать ее.
6. Привили ребенку бережное отношение к окружающему его
миру.
7. Воспитали уважение к человеку труда.
8. Организовали творческую продуктивную игровую деятельность детей, в которой ребенок проявляет свои творческие способности.
9. Познакомили с семейными традициями детей группы.
План - схема:
Этапы проекта Конечный результат
1 этап 1. Подбор музыкальных произведений: народных песен, закличек, народных подвижных игр, хороводов, стихотворений.
2. Подбор литературы и иллюстраций.
3. Ознакомление детей с целями и задачами проекта. Разучены такие песни:
«У Кубань - реки», «Кубанские казаки»,
«Чоботы», «Ой, при лужку», «Барыня». Маркова В. А., Данилина Л. М., Просолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. Краснодар. Традиция 2007.
«Галушечка» шуточная казачья песня.
«Казачья папаха» старинная казачья песня.
«Ой вы гости, гости» Русская народная песня и др.
Хороводные игры: «Сон казака» Сл. Юдиной муз. народная, «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…» и др.
Заклички:
- Осень, осень, в гости просим.
- Приходи зима, приходи красна.
- Хороша зима — снегами и др.
Использовалась литература: Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду». Творческий центр сфера М. : 2007.
Маркова В. А., Данилина Л. М., Просолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. Краснодар. Традиция 2007 и др.
2 этап 1. Цикл мероприятий по реализации проекта. Чтение русских народных сказок; чтение и разучивание народного фольклора.
Знакомство с творчеством русских писателей.
2. Беседы о русских традициях и обычаях.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Проведение дидактических игр.
5. Рисование.
6. Народные подвижные игры.
7. Прогулки, экскурсии. Разучили и использование их в повседневной жизни: потешки, прибаутки, пословицы, считалочки.
А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, с произведениями К. И. Чуковского.
Беседы: «о русских традициях и обычаях, славянских праздниках», «знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа», «моя семья – уточнить и расширить знания о себе и своей семье». Дать понятие «родня», «родственники».
«С чего начинается Родина».
Рассматривание иллюстраций: быта, одежды, оружия, поселений наших предков.
Проведение дидактических игр: «Узнай наш флаг», «Чей костюм?»,
«Собери матрешку», «Чей хвост?» и др.
Рисование: «Дымковская игрушка»
«Горелки, салки, жмурки, гуси-лебеди, птички и другие.
Хороводные: «каравай», «колпачок», «карусели» и другие.
Прогулки, экскурсии: по территории детского сада, в музеи, к памятникам.
3 этап Осуществление плана работы над проблемой в разных видах детской деятельности. План выполнен.
4 этап -Выставка рисунков, поделок детей и родителей.
-Праздники и развлечения.
Была проведена выставка рисунков на тему «Дымковские барышни»; поделок детей и родителей на тему «Волшебная дымка».
В течение года проводились праздники и развлечения «Святки», «Посвящение в казачата».