Людмила Михайлова
«Приобщение детей к ценностям русской народной культуры посредством сказки».
▼ Скачать + Заказать документы
Есть древняя история о том, как человек в своем развитии проходит три стадии: верблюд, лев и ребенок. Находясь на стадии верблюда, он подчиняется правилам, несет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Когда ресурс терпения и сил верблюда иссякает, человек переходит на стадию льва – он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, достигает определенных высот социального положения. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвящает жизнь, удаляет его от истины, он осознает, что его жизнь лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход человека на следующую стадию развития – стадию ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнать то, что раньше казалось очевидным. Работая с детьми над сказками, я чувствую себя именно таким ребенком, удивительно замершим перед огромным и загадочным миром.
Публикация «„Приобщение детей к ценностям русской народной культуры посредством сказки“,» размещена в разделах
Я родилась и выросла в деревне Псковской области. Ежедневно видела, как мама управлялась с чугунками у печки, как косила косой траву, как взбивала сметану и получала масло, слушала, как бабушка напевала старинные колыбельные песни. С детства поселилась во мне любовь ко всему русскому, самобытному.
Современные дети лишены возможности воочию видеть предметы русского народного быта, обычаи, русские народные традиции, все то, что пробуждает в детях добро и память.
И я решила, что не только могу, но и должна познакомить детей со всем тем, что мне дорого и, на мой взгляд, должно быть дорого каждому живущему в нашей стране.
Надо сказать, что сегодня и родители очень поверхностно знакомы с русской народной культурой, не знают, как жили русские люди, как работали и отдыхали, какие у них были обычаи, традиции, чем украшали свой быт.
В процессе работы я столкнулась с проблемой неумения детей слушать и слышать друг друга, понять состояние другого человека и проявить доброе отношение к окружающему миру.
И справиться с этой проблемой мне помогло обращение к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.
Был разработан проект «Приобщение детей к ценностям русской народной культуры посредством сказки».
Реализуя данный проект, я поставила перед собой следующие задачи:
Познакомить с русскими народными сказками (по программе,
Воспитывать нравственные качества:
-умение сочувствовать и сопереживать другим,
-приходить на помощь в трудной ситуации,
-быть бескорыстным.
Учить правилам общения друг с другом:
Развивать речь, воображение, самостоятельное творчество.
В своей работе я использую разные виды фольклора : это загадки, пословицы и поговорки, считалки, мирилки, народные песни и хороводы и, конечно, всеми любимые сказки.
Примерно год я работаю по русским народным сказкам и для себя открыла много нового и интересного. Я не ожидала, как обогатится мое представление о сказках. Я узнала, что в сказке есть национальный код, что в сказке очень много символичного. Каждый образ, герой, число – это символ, который является кодом, ключом к разгадке глубокого смысла произведения. Я собрала словарь значений слов, часто встречающихся в сказках. Например: Баба-Яга – лесная старуха, волшебница, ведьма. Живет в чаще леса, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная, плохо видит, больше полагается на обоняние, летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мертвых: вокруг ее дома забор из человеческих костей, засов – человеческая нога, запор – человеческая рука, замок – зубы. Кощей Бессмертный - злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скупым.
Разработано перспективное планирование, в основу которого положена сказка.
В процессе работы над сказками, выяснилось, что дети не знают значения многих старинных слов.
Мы создали музей «Изба», в нем собрали старинные предметы, которые помогают понять смысл старинных слов. Например - коромысло, наперсток (встретились в сказке «У страха глаза велики», жернова (в сказке «Петушок золотой гребешок и жерновцы», короб (сказка «Маша и медведь», ступа с пестом и помелом Бабы-Яги, тоже пришли из крестьянского быта…
Чтобы понять, как был налажен быт в старину, мы с детьми сделали макет избы.
Рассматривая иллюстрации к сказкам, дети обратили внимание на необычную одежду героев. Поэтому уделили внимание знакомству с русским национальным костюмом. Вместе с детьми сделала дидактическую игру «Русский национальный костюм», которая помогает знакомить с повседневной и праздничной одеждой русского народа.
У нас в группе есть несколько видов театра: настольный, кукольный, пальчиковый, театр-фланелеграф, маски для хороводных и театральных игр. В свободное время дети самостоятельно и вместе со мной с удовольствием играют в сказки.
И конечно же мы не можем обойти декоративно - прикладное творчество русского народа. Мы знакомимся с замечательными изделиями русских народных промыслов : дымковской игрушкой, семеновской матрешкой, хохломой, гжелью…
Родители не остаются в стороне. Они участвовали в конкурсе поделок по теме «Моя любимая сказка», помогали в создании библиотеки «Книжки – малышки» по сказкам. С удовольствием сами приобщаются к миру русской народной сказки.
Вспоминается старинная мудрость: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Поэтому вместе с детьми мы будем продолжать изучать наше прошлое.