Любовь Семёнова
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Дети – это наше будущее, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенку необходима помощь осознать многообразные связи, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда культура и традиции приобретут для ребенка особое значение, став важным и актуальным сегодня. Только на основе прошлого можно понять настоящее. Введение детей в мир культуры и искусства – важная задача дошкольного образования. Искусство воздействует и на психику, и на разум, интеллект и чувства. В основу моего проекта положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры. Интересны для детей были интегрированные виды деятельности которые включали в себя: рассказы воспитателя, демонстрация самого предмета, обыгрывание праздников и традиций, продуктивные виды деятельности (ИЗО, роспись, аппликация, лепка). Мой проект построен с учетом принципов: наглядности, учета возрастных особенностей, «одушевленного персонажа»(сюрпризного момента).
Публикация «Проект „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Цель проекта : сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков.
Задачи:
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- воспитывать уважение к прошлому;
- развивать эстетический вкус и приобщать детей к миру искусства;
Перспективное планирование в соответствии с ФГОС ДО.
Сентябрь.
С-К Инсценировка сказки «Репка» – развитие навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
П. «Сказки и предания» – познакомить детей со сказкой как произведением устного народного творчества, обогащение активного словаря.
Ф «В стране сказок» – развитие двигательной активности детей.
Х-Э «Чтение р/н. сказок» – познакомить с русскими народными сказками.
Октябрь.
С-К. «Праздник осени» – вызвать радость от праздника, развивать навыки общения детей и воспитателя.
П. «Мир вещей или предметы вокруг нас» –закреплять знания о назначении предметов, названиях материалов из которых они сделаны, расширять представления об истории создания предметов человеком.
П. «Профессия – экскурсовод» – познакомить с профессией экскурсовода, расширять круг знаний об окружающем мире, развивать любознательность.
Ф. «На ярмарке народных промыслов» – развивать двигательную активность детей, умение слушать текст, выполнять соответствующие движения согласно тексту.
Ноябрь.
П. Праздник «Кузьминки» - 14 ноября. – познакомить детей с календарно-обрядовым праздником Кузьминки, формировать умение организовать свой досуг, используя традиции и обычаи.
П. Врата в город Мастеров» –познакомить с народными промыслами и ремеслами.
П. Художественные росписи – Хохлома, Гжель, Жостово, Городец – познакомить с произведениями искусства Хохломы, Жостово, Городца.
Ф. Художественные росписи – развивать двигательную активность детей.
Декабрь.
П. «Игрушки изначальные» – познакомить детей с первыми игрушками (погремушки, куклы, волчок, свистульки, бирюльки, неваляшки).
Ф. «В кукольном театре» –внимательно слушать текст, выполнять движения.
Х-Э «Балабешки и матрешки» – продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами, расширить представление о матрешках, познакомить со спецификой изготовления и оформления.
Х-Э «Праздничная наковальня (елочные игрушки)» – воспитывать любознательность, интерес к народной культуре, углубить интерес к экспериментированию с фольгой.
Январь.
П. «Какая бывает одежда» – закреплять знания об одежде, рассказать о свойствах ткани.
П. «Одежда на Руси» – познакомить детей с одеждой которую носили на Руси.
П. «Одежда наров Мира» познакомить с одеждой народов.
Х-Э» Изящный коллаж с кружевом и пуговицами» – развивать художественный вкус, творческое воображение, вызвать интерес к изготовлению изящных подарков.
Февраль.
П. «Сказочное путешествие в мир обуви» – познакомить с историей возникновения обуви.
Р. «Масленица» – познакомить детей с традиционными масленичными обычаями и обрядами.
Ф. «Зимние забавы» – развивать двигательную активность детей.
Х-Э «Румяные заплетушки от мамушки Ладушки» – развивать интерес к истории и традициям национальной культуры. Продолжать учить работать с тестом, глиной.
Март.
П. «Россия – щедрая душа» – воспитывать любовь к Родине, побуждать желание сохранять культуру, познакомить с блюдами русской национальной кухни.
П. «Посудная лавка» – откуда появилась посуда и какая она была (посуда из бересты, деревянная, гончарная, фаянс, фарфор, стеклянная, самовар).
Р. «Жавороночки, прилетите!» – познакомить детей с традиционными обычаями и обрядами встречи весны.
Х-Э Мозаика «Весенние картинки» – дать представление о мозаике как древнейшей художественной технике, научить создавать коллажи из битой яичной скорлупы.
Апрель.
П. «В гостях у кота Матроскина» – познакомить с жизнью и бытом русской деревни, дать представление об устройстве русской избы, познакомить с названиями деревенской утвари.
П. «Православный праздник Пасха» –дать представление о традициях и обычаях праздника Пасха.
П. «Путешествие в прошлое книги» – познакомить с историей возникновения книги и ее созданием, рассказать об истории книги в разные времена, воспитывать бережное отношение к книгам.
Х-Э «Изготовление книжек-малышек» – развивать эстетический вкус, умение работать с ножницами и бумагой.
Май.
Р. «Наша Родина - Россия» – закреплять знания детей о России, гербе, флаге. Воспитывать интерес к истории своей Родины.
П. «Мой город – Шуя» - закреплять знания о родном городе.
Диагностика о проделанной работе.