Екатерина Бортник
Применение технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в коррекционно-развивающей работе
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочные лабиринты игры
Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед нами-педагогами достаточно сложную задачу: организовать предметно–разви-вающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 2 Дети, с которыми мы работаем, это дети с ЗПР, у которых помимо нарушений психических процессов имеются сопутствующие нарушения – гиперактивность, нарушения моторики, недоразвитие речи и др.
Публикация «Применение технологии В, Воскобовича „Сказочные лабиринты игры“ в коррекционно-развивающей работе» размещена в разделах
И нам хотелось найти интересную, и действенную методику, которая обладала бы более широкими возможностями для усвоения детьми с ЗПР учебного материала.
Слайд 3 Так началось наше знакомство с технологией интеллектуально-творческого развития Вячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Главной особенностью данной технологии является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые очень легко внедрить в привычный педагогический процесс.
Слайд 4 Также нас привлекло то, что это технология не просто технология развития детских способностей, но и сотворчества, сотрудничества: она позволяет раскрыться как ребёнку, так и педагогу.
Учитывая то, что в соответствии ФГОС, предметно-пространственная среда группы должна максимально способствовать развитию детей, мы решили сконцентрировать все игры и пособия в одном месте – «интеллектуально-игровом центре», создать специальную развивающую среду – «Фиолетовый лес».
Слайд 5 Кстати, выбор такого цвета не случаен. Автор методики считает фиолетовый цвет благотворно влияющим на детское мышление и нервную систему, повышающим творческий потенциал. Кроме того, это таинственный цвет, идеально подходящий для волшебного леса.
По сути, Фиолетовый лес -это сказочное образовательное пространство, населённое удивительными персонажами, которые помогают детям и взрослым искать ответ на волнующий их вопрос. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым.
Итак, решение принято. В нашей группе должна была поселиться сказка.
Слайд 6 Немного творчества, терпения, старания педагогов и родителей – и в нашей группе наконец-то появился волшебный лес.
В центре сказочной страны стоит Фиолетовое дерево, на котором свил гнездо Ворон Метр – ученая птица, знающая ответ на любой вопрос. С ним дружит мальчик Гео. Он любит путешествовать по Фиолетовому лесу и с помощью игр получать новые знания, которыми делится с ребятами.
На данный момент развивающая среда сказочного леса нашей группы включает следующие области: Ковровая поляна (Ларчик, Фиолетовый лес, Чудесная Поляна Золотых Плодов, Озеро Айс, Чудо остров.
«Фиолетовый лес» удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОО. Слайд 7,8
Среда Фиолетового леса содержательно-насыщенна и включает множество различных элементов, красочных и разнообразных. Удивительные сказочные персонажи, придуманные автором, сопровожда-ются интересными и поучительными сказками.
Также трансформируемая, то есть изменяется в зависимости от обра-зовательных ситуаций и интересов детей. Здесь все просто: все детали «Фиолетового леса» легко снимаются, заменяются и дополняются: сегодня, например, мы, играем на сказочной поляне, а завтра уже плывем по озеру или гуляем в лесу. Сам лес можно переносить в любое место.
Среда полифункциональная. Все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заместителей в детской игре. Каждое пособие развивает широкий спектр качеств: например, если мы знакомим ребенка со счетом, то одновременно будут развиваться логическое мышление, речь, память, координация движений и пространственные представления.
Еще она вариативная. Дети свободно могут выбрать для игры тот материал, который им нравится. «Фиолетовый лес» можно постоянно пополнять новыми деталями по желанию детей, тем самым стимулировать игровую деятельность, можно придумать своих персонажей, развивая тем самым творческую фантазию.
Также «Фиолетовый лес» полностью является доступным. Доступ к нему абсолютно свободен всем детям, без исключения. Размещается лес на уровне роста ребенка, все можно достать и потрогать. Детям с ограниченными возможностями также просто и легко дотянуться до любой детали.
Среда является безопасной. Все элементы «Фиолетового леса» соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, на все игры есть сертификаты.
Слайд 9, 10 С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы : непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений, праздников и досугов, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность детей, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.
Большую помощь оказывает развивающая среда В. Воскобовича в индивидуальной работе с детьми. Это очень важно, ведь некоторые дети не раскрываются в коллективной работе, не могут проявить свои спо-собности, а в ходе индивидуальной работы малыш меньше стесняется, чувствует, что именно к нему педагог проявляет внимание, у ребенка формируется чувство уверенности.
О пособиях Ларчик уже подробно рассказывалось ранее, поэтому я сейчас хочу рассказать о других областях, дидактический материал для которых мы изготавливали своими руками.
Слайд 11 Чудесная Поляна Золотых Плодов.
"Геоконт" В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят — это не просто доска, а сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава", в которой гвоздики, закрепленные на игровом поле, называются "серебряными".
Слайд 12 На игровое поле "Геоконта" нанесена координатная сетка. На "серебряные" гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесной модели. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творческие способности.
Главный герой здесь - умудренный опытом Паук Юк и его внучата Паучата.
В «Геоконте» незадачливый паучок Юкк решил сделать для мальчика Гео красивую паутинку, но сильно захотел пить и отправился в магазин за соком. Пока он отсутствовал, его внук решил помочь и по незнанию запутал все нити паутины. Теперь дедушка паук не знает, как все распутать и просить ему помочь. Он так хотел порадовать Гео. Затем ребенку предлагается по координатам восстановить узор паутинки.
Приложение к игре Геоконт -Геовизор - дает возможность рисовать под диктовку или по образцам, представленным в альбоме фигур. Занятия могут проводиться как с использованием игры Геоконт, так и самостоятельно, когда взрослый диктует координаты (например, Ф2-К4, а ребенок соединяет названные точки. Такой способ позволяет познакомить малыша с понятием отрезка. Кроме того, в инструкции дается несколько заданий, помогающих детям запомнить геометрические формы.
Слайд 13 Озеро Айс.
Главный герой здесь - Незримка Всюсь и Хранитель Озера Айс.
В этой развивающей области дети играют в «Прозрачный квадрат» (Нетающие льдинки озера Айс). В игру входит альбом фигурок, сказка «Нетающие льдинки озера Айс» и 30 квадратных пластинок.
Ведущий рассказывает сказку о том, что мальчик Гео решил навестить свою бабушку, а ворон Метр, провожая его в дорогу, дал на память нетающие льдинки Айс. Мальчик удивился такому подарку, но ворон сложил из льдинок фигуру коня и Гео смог часть пути проскакать на волшебном скакуне.
Далее деткам предлагается сложить такие же фигуры, чтобы мальчик мог скакать без длительных остановок, меняя иногда лошадей.
Слайд 14 Игра многофункциональна, использовать можно по-разному, в зависимости от возраста ребенка и поставленных перед ним задач. Прозрачные пластинки частично покрыты фиолетовым цветом так, чтобы окрашенные участки составляли геометрические фигуры: треугольники разных размеров, квадраты, трапеции и т. д. Накладывая пластинки друг на друга, можно объяснить ребенку соотношение целого и части, показать, что квадрат можно сделать из треугольников, а прямоугольник из квадратов. Многообразие пластинок дает возможность легко и наглядно объяснить ребенку, что одну и ту же геометрическую фигуру можно сложить совершенно разными способами. В альбоме и книжке со сказками есть схемы сложных фигур, составление которых развивает мышление, внимательность и память.
Вот в такой незатейливой игровой форме, путешествуя по сказочным мирам развивающих игр Воскобовича, ребенок осваивает счет, основы геометрических понятий.
Слайд 15 Чудо-острова.
Где живут: пчелка Жужа, Краб Крабыч, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми в «Чудо-соты».
Слайд 16, 17 Сортируя детали головоломки по цвету, форме и количеству разрезанных частей, составляя многоугольники — «соты» по образцу и памяти с учетом заданных условий (цвета, пространственного расположения и др., дошкольники знакомятся с сенсорными эталонами, познают структуру геометрических фигур, соотношение целого и части, осваивают пространственные представления и количественный счет в пределах пяти. Складывая образные фигуры, обводя и раскрашивая их, дети тренируют мелкую моторику руки, учится работать с уменьшенными и силуэтными схемами, проявляет творчество в конструировании по собственному замыслу. Составление описательных рассказов по картинкам, сложенным из деталей головоломки, способствует развитию речи детей. В игре совершенствуются процессы логического и образного мышления, свойства внимания и памяти, сенсорные и творческие способности.
Слайд 18 Все пособия к играм хранятся на ветвях волшебного дуба.
У нас много интересных задумок. Я полагаю, что мы обязательно воплотим их в жизнь, потому что вокруг нас творческие личности, у которых есть желание развиваться самим и развивать своих детей.
Используемая литература:
1. «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г., Воскобович В. В., 2017
2. Воскобович, Вакуленко: Развивающие игры Воскобовича., 2015