Надежда Иоселева
Конспект НОД «В гости к дедушке Ромбу» с использованием развивающей технологии В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
учителей - дефектологов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Иоселевой Надежды Васильевны, Епиховой Ольги Вячеславовны
Тема: «В гости к дедушке Ромбу»
(С использованием развивающей технологии В. В. Воскобовича).
Возрастная группа: старшая группа
(для детей с нарушениями зрения).
Раздел: "Развитие зрительного восприятия"
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект НОД „В гости к дедушке Ромбу“ с использованием развивающей технологии В, В, Воскобовича» размещена в разделах
Цель: развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; творческие способности и самостоятельность через игровую ситуацию с геометрической формой.
Задачи.
Образовательные задачи.
• Расширять представления детей о возможностях преобразования геометрических форм.
• Развивать элементарную поисково-исследовательскую деятельность, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений.
Коррекционные задачи.
• Формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно объекты, выделяя их форму, расположение.
• Учить создавать из геометрических фигур предметные изображения, словесно обозначая пространственные положения их частей на микроплоскости.
• Активизировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, прослеживания.
• Развивать мелкую моторику рук, произвольное зрительное, слуховое внимание, творческое мышление, воображение.
Развитие речи.
Активизировать лексику по теме «Геометрические формы»; употребление пространственных предлогов и наречий: впереди, сзади, справа, слева, между, напротив и т. д.
Здоровьесберегающие задачи.
• Использование зрительной гимнастики для снятия зрительного утомления, повышение остроты зрения у детей.
• Использование музыкотерапии для снятия нервно – психического напряжения, повышения эмоционального тонуса.
• Проведение динамической паузы - сокращение пребывания детей в статическом режиме и предупреждение утомления.
• Чередование статистических положений ребенка на протяжении занятия (сидя, стоя)
Воспитательные задачи.
• Воспитывать умение работать в коллективе: проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
• Воспитывать желание оказывать помощь.
Виды деятельности: игровая, поисково-исследовательская.
Форма организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: развивающие, дидактические, подвижные, музыкальные игры, решение проблемных ситуаций.
Оборудование и материалы.
• Раздаточный материал: двухцветные квадраты В. В. Воскобовича по количеству детей.
• Демонстрационный материал: музыкальный центр, демонстрационная доска, бумажный двухсторонний квадрат 20х20, указка.
• Аудиоряд: фонограммы "В гостях у сказки", "Музыка для души".
Предварительная работа:
• знакомство детей с квадратом, ромбом их элементами;
• рассматривание «Волшебного квадрата» В. В. Воскобовича.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Деятельность учителя - дефектолога
I. Вводная часть (Заинтересовывающий момент)
- Здравствуйте, дети! Вы любите сказки? (Ответы детей)
- А хотите сами сочинить сказку? (Ответы детей)
- Поможет нам в этом волшебный квадрат.
- А почему он волшебный, вы догадаетесь сами.
- Слышите музыку, она приглашает нас в сказку. Присаживайтесь.
Звучит мелодия "В гостях у сказки"
Дети садятся за столы.
(На столах у каждого ребенка приготовлены двухцветные квадраты В. В. Воскобовича.)
II. Основная часть
1. Знакомство с квадратом.
(Учитель-дефектолог говорит загадочно): Жил да был Квадрат. Лежал он на столе и вздыхал: «Ничего во мне интересно нет!
- Цвет у меня. Какого цвета Квадрат? (Ответы детей)
- Сторон у меня. Сколько, дети? (Ответы детей)
- Покажите их. (Учитель-дефектолог отмечает точность показа сторон квадрата.)
- Какие стороны по размеру: одинаковые или разные? (Ответы детей)
- Все стороны у меня одинаковые.
- Покажите середину квадрата.
- Углы у меня одинаковые. (Учитель-дефектолог отмечает точность показа углов квадрата)
- Сколько углов? (Учитель-дефектолог следит за точностью ответа.)
- Расскажите, где они находятся? (Ответы детей)
- Ничего необычного во мне нет!».
2. Зрительная гимнастика "Квадрат".
- Давайте, нарисуем квадрат в воздухе, перед собой. Прямую правую руку вытянуть вперед, посмотрите на указательный палец. Нарисуем верхнюю сторону квадрата слева направо, смотрим на конец пальца; нижнюю слева - направо, правую сверху - вниз, левую - сверху - вниз, а теперь нарисуем весь квадрат.
(Дети выполняют движения. Прослеживают за движениями пальца глазами.)
3. Дедушка Ромб.
- Надоело Квадрату лежать, повернулся он одним углом вверх.
(Демонстрация на доске учителем - дефектологом).
- Что получилось? (Ответы детей)
(Загадочно) - Скажу вам, ребята, по секрету, что Ромб был дедушкой Квадрата.
4. Письмо.
(Раздаётся стук в дверь.)
- Что это? (Ответы детей)
- Это почтальон принес письмо от дедушки.
- Давайте получим его. Для этого у ромба загнём все углы к середине.
- Что получилось? (Ответы детей)
(Демонстрация действий на доске учителем - дефектологом).
- Поднимем верхний треугольник, "откроем письмо" и прочитаем: "Здравствуй, милый мой внучек! Очень я по тебе соскучился. Жду тебя в гости! Твой дедушка Ромб".
5. Пальчиковая гимнастика "Сколько в доме этажей?"
(Стихотворение Е. Борисова)
- Загрустил наш Квадрат. Он вспомнил маленький, уютный городок дедушки Ромба.
Учитель - дефектолог одновременно с детьми читает стихотворение и выполняет движения по тексту. Выполнение движений детьми: разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Выполняют пальчиковую гимнастику правой и левой рукой поочередно.
Заканчивают гимнастику энергичными сжиманиями кисти руки.
"Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трехэтажный.
А вот этот – четырёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный".
6. Лодка.
- Очень захотелось Квадрату встретиться с дедушкой Ромбом. Но впереди была дальняя дорога. Сначала надо было преодолеть реку. Как, ребята, нам помочь Квадрату (Ответы детей)
- Давайте сложим лодочку из ромба. Загнём правый и левый угол к середине, а затем эту форму сложим пополам. Повернём лодочку. (Демонстрация на доске учителем - дефектологом) Дети складывают «лодочки» самостоятельно или с помощью педагога.
- Поплыли!
7. Динамическая пауза "Плывём на лодочках"
(Звучит аудиозапись "Музыка для души").
Дети встают из-за столов с лодочками в руках, изображают плавание лодок по волнам: зигзагообразно, вверх - вниз.
- Спасибо, ребята, помогли Квадрату переплыть быструю реку!
8. Самолет.
- Но вот встают высокие горы на пути. Как быть? (Ответы детей)
- Хорошо, я с вами согласна, надо построить самолёт.
- Квадрат складываем пополам, получился большой треугольник, держим его левой рукой за длинную сторону посередине, верхние углы отводим вправо и влево, а правый угол поднимаем вверх и вовнутрь корпуса самолёта.
(Демонстрация действий на доске учителем - дефектологом. Оказание помощи детям при затруднениях.) Дети складываю «самолёты» самостоятельно или с помощью учителя-дефектолога.
- Самолёты готовы! Полетели!
9. Динамическая пауза "Самолет".
(Звучит аудиозапись "Музыка для души")
Дети встают из-за столов с самолётами в руках, изображают полет самолета: бег врассыпную, рука с самолётом вверху.
"Самолеты построили сами,
Полетим мы над горами,
Шасси в них опускаются,
Самолёты на лужайку приземляются".
10. Домик дедушки Ромба.
- Ребята, мы приземлись на лужайку к дедушке Ромбу. А где же его дом? (Ответы детей)
- Давайте подумаем, как можно из квадрата сделать такой домик. (Предположения детей.)
Затем дети самостоятельно складывают «домики», используя разные варианты.
- Какого цвета крыша у твоего домика? А стены? (Ответы детей)
- Какой красивый получился домик! В нем живет дедушка Ромб!
11. Конфета
- Он рад внуку и приготовил ему угощение - конфеты. Сложите у ромба правый и левый углы к центру. (Показ педагогом)
Дети складывают «конфеты».
- Что получилось? Какая она цветом? (Ответы детей)
- Как по – другому сложить ромб, чтобы получились «конфеты» другого цвета (Ответы детей)
- Сколько разноцветных конфет у нас получилось!
III. Заключительная часть (Рефлексия)
- Тут и сказке конец, а кто помог её сочинить - молодец!
- Квадрат благодарит вас за помощь. Без вас он не смог бы встретиться с дедушкой Ромбом.
- Вы догадались, почему в начале сказки, я назвала Квадрат волшебным? (Ответы детей.)
- Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие? Чем? (Ответы детей.)
- Мы ещё встретимся с волшебным Квадратом, и он нам расскажет свои новые сказки и истории.
Дети покидают кабинет тифлопедагога под аудиозапись мелодии «В гостях у сказки»
Список литературы:
1. Воскобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб. : Гириконт, 2000;
2. Воскобович В. В., Харько Г. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Книга 1 МЕТОДИКА. - СПб. : 2003;
3. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. - М. : ТЦ Сфера, 2015;
4. Реализация ФГОС средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры»/ Воскобович В. В., Корсак О. В., Емельянова С. В. - СПб. : 2014.