Приложение МААМ

Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста

Юлия Чернова
Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с детьми раннего возраста, приходишь к выводу: для того чтобы правильно, грамотно организовать режимные моменты, провести игру- занятие, встретить новичка, успокоить малышей, могут помочь прибаутки, колыбельные, потешки, пестушки, которые создавались русским народом веками, они таят в себе всю доброту, мудрость, нежность и любовь к детям. Анализируя народные тексты, произведения, адресованные малышам приходишь к выводу, что все они обеспечивают системный подход к речевой, а так же познавательной активности через приорететную ориентацию на человека и виды его деятельности. Работая с детьми в самом начале возникли трудности при использовании литературы, при подготовке к занятиям, планируя совместную деятельность, ежедневно приходилось перелистывать очень много книг, просматривать сайты, чтобы найти нужную потешку, это подтолкнула нас и создать сборник малых фольклорных форм, которые активно применяются в работе. Именно на данном этапе нашей работы мы разработали с учётом возрастных особенностей детей целую картотеку малых форм фольклора.

Публикация «Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста» размещена в разделах

Опираясь на данные принципы я выстроила свою работу в следующих направлениях: использование малых фольклорных форм в режимных моментах и на прогулке, в непосредственно организованной деятельности детей. С раннего возраста ребёнок откликается на такие формы фольклора как : потешки, заклички, прибаутки, припевки, колыбельные песенки, которые развлекают, успокаивают, радуют малышей. Ведь недаром народная мудрость гласит, что интересно, то лучше запоминается и сохраняется в памяти. Поэтому работая с детьми мы всегда читаем наизусть потешки, поём колыбельные песенки, сказки, диалоги, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включаем их в повседневный разговор с детьми. Жизнь малышей- это прежде всего питание, прогулки, гигиенические процедуры, сон. Все знают как конечно же не просто бывает воспитателю наладить контакт с детьми в адаптационный период, а ребёнку войти в новый непривычный для него детский мир. Непросто, но задача облегчается если воспитатель умело использует потешки на все случаи жизни. Работая с детьми раннего возраста очень важно планировать индивидуальную работу, с каждым ребёнком, в процессе которого я определяла готовность ребёнка взаимодействовать с взрослым, копирования жестов взрослого, навыкам звукоподражания, двигательной активности.

Поэтому, я как педагог считаю, что индивидуальная работа на группе раннего развития на занятии «развитие речи» можно отнести к занятиям подготовительного цикла, которые я проводила индивидуально с каждым ребёнком. По результатам подготовительных занятий (диагностика речевого развития, я определяла готовность ребёнка взаимодействовать с взрослым, копирования жестов взрослого, навыкам звукоподражания, двигательной активности.

При планировании занятий по развитию речи очень важно было определить мне, как воспитателю следующие направления в работе.

1. Вызвать интерес у детей к средствам малых форм фольклора.

2. Формирование активного и пассивного словаря

3. Формирование звукоподражания

4. Формирование лепетной речи

5. Формирование обиходно-бытовой лексики

6. Формирование элементарных фраз

Занятия данного цикла осуществлялись на основе учёта особенностей психических процессов детей данной возрастной группы. Важность данных занятий заключался в опоре на наглядный материал, здесь мы использовали игрушки, картинки, атрибуты пальчикового и кукольного театров, шапочки зверей. Для эффективности результата необходимо включать в процесс познания все анализаторы ребёнка, обязательно при этом соотносить слово- с действием, слово-с признаком. Роль взрослого при этом заключается в многократном повторении нового слова, а также выполнение действий ребёнка с предметом, которые обозначаются словом. Это кисонька-Мурысонька, она мягкая и пушистая. Где кисонька? Погладь кисоньку-Мурысоньку. Как кисонька мяукает? Кто мяукает? И т. д. Таким образом и осуществляется речевая активность детей в процессе ознакомления и взаимодействия с предметами окружающего мира. По результатам занятий подготовительного этапа можно сделать выводы : спустя 4 месяца в процессе ежедневного нашего труда у детей появляется активное звукоподражание животным, формируется пассивный и активный словарь, формируется обиходно- бытовая лексика, дети начинают употреблять элементарные фразы. На втором этапе своей работы я планировала занятия основного цикла, к ним я отнесла проводимые нами все подвижные игры с использованием малых форм русского фольклора, различные инсценировки, элементы пальчикового театра, всё это способствовало осознать детям содержание конкретной потешки. Использованные нами игровых моментов помогли детям сформировать первоначальные навыки экспрессивной речи, а также развить интонационную выразительность. Например когда мы с детьми разучивали потешку «Курочка- Рябушечка» мы обращались к игрушке-курице, которая появилась в группе накануне разучивания данной потешки, слова курицы в соответствии с текстом произносил педагог. После первого же чтения педагогом потешки малышам становится понятна вопросно- ответная форма прочтения данной потешки. Когда мы предлогали обыграть данную потешку многие дети с большим желанием хотели быть цыплятками, курочками. Дети активно расспрашивали курочку в образе цыплят где была курочка, куда ходила, как цыплятки просят пить. Подражая голосу педагогу, малыши передавали и своему голосу вопросительную интонацию именно в это время у них и формировались первоначальные навыки интонационной выразительности, и что не мало важно экспрессивной речи. Во время обыгрывания каждой потешки дети сближались друг с другом, взаимодействуя вместе в игре они преодолевали и робость и нерешительность в общении. Для того, чтобы поддержать интерес к уже знакомой потешке мы применяли в своей работе разные приёмы, например оснащалась библиотека, появилась плоскостная фигура курочки в виде книжечки, содержание которой уже знакомая потешка, рассматривая её дети вспоминали потешку «Курочка- Рябушечка», и пытались её произносить с соответствующей интонацией. На стене в групповой комнате нами была повешена большая картина с изображением «Курочки-Рябушечки», дети подходили к педагогу, брали за руку и подводили к данной картине начиная рассказывать потешку. Во время обыгрывания потешки у детей формируются элементы фантазирования, без участия взрослого они находили себе партнёра, надевали на голову шапочки цыплят, курочки, брали в руки вёдра и самостоятельно, по своему начинали обыгрывать потешку. На наш взгляд дети получили хорошие знания на данных занятиях, целью которых было направленно на формирование экспрессивной речи детей. Полученные знания мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Мы привлекали детей к изготовлению атрибутов к соответствующей потешки. Например педагог лепил из пластилина курочку, а дети лепили для цыплят зёрнышки, курочка Квохчет зовёт цыплят кушать, малыши активно поддерживали игру, вспоминали тем самым уже знакомую потешку.

Публикации по теме:

«Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников»«Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников» Хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Речь –.

Конспект занятия по ФЭМП использованием малых форм фольклора во второй младшей группе «Путешествие с Петрушкой» «Путешествие с Петрушкой» занятие по ФЭМП с использованием малых форм фольклора во второй младшей группе. Цель: продолжать формировать элементарные.

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «Что-либо, выраженное словами, устно.

Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский Современное общество.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего №15 Светлячок» Бугульминского муниципального.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием малых форм фольклора .

Консультация «Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста» Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста Составила Мехнина Н. Н. воспитатель ГБДОУ детского сада № 61 Колпинского.

Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников» Автор проект: Бабженко С. Г. Вид проекта: коммуникативно-творческий. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети.

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР. Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства,.

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста
Опубликовано: 16 марта 2016 в 23:04
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Чернова (УИ 521354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД