Юлия Чернова
Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми раннего возраста, приходишь к выводу: для того чтобы правильно, грамотно организовать режимные моменты, провести игру- занятие, встретить новичка, успокоить малышей, могут помочь прибаутки, колыбельные, потешки, пестушки, которые создавались русским народом веками, они таят в себе всю доброту, мудрость, нежность и любовь к детям. Анализируя народные тексты, произведения, адресованные малышам приходишь к выводу, что все они обеспечивают системный подход к речевой, а так же познавательной активности через приорететную ориентацию на человека и виды его деятельности. Работая с детьми в самом начале возникли трудности при использовании литературы, при подготовке к занятиям, планируя совместную деятельность, ежедневно приходилось перелистывать очень много книг, просматривать сайты, чтобы найти нужную потешку, это подтолкнула нас и создать сборник малых фольклорных форм, которые активно применяются в работе. Именно на данном этапе нашей работы мы разработали с учётом возрастных особенностей детей целую картотеку малых форм фольклора.
Публикация «Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Опираясь на данные принципы я выстроила свою работу в следующих направлениях: использование малых фольклорных форм в режимных моментах и на прогулке, в непосредственно организованной деятельности детей. С раннего возраста ребёнок откликается на такие формы фольклора как : потешки, заклички, прибаутки, припевки, колыбельные песенки, которые развлекают, успокаивают, радуют малышей. Ведь недаром народная мудрость гласит, что интересно, то лучше запоминается и сохраняется в памяти. Поэтому работая с детьми мы всегда читаем наизусть потешки, поём колыбельные песенки, сказки, диалоги, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включаем их в повседневный разговор с детьми. Жизнь малышей- это прежде всего питание, прогулки, гигиенические процедуры, сон. Все знают как конечно же не просто бывает воспитателю наладить контакт с детьми в адаптационный период, а ребёнку войти в новый непривычный для него детский мир. Непросто, но задача облегчается если воспитатель умело использует потешки на все случаи жизни. Работая с детьми раннего возраста очень важно планировать индивидуальную работу, с каждым ребёнком, в процессе которого я определяла готовность ребёнка взаимодействовать с взрослым, копирования жестов взрослого, навыкам звукоподражания, двигательной активности.
Поэтому, я как педагог считаю, что индивидуальная работа на группе раннего развития на занятии «развитие речи» можно отнести к занятиям подготовительного цикла, которые я проводила индивидуально с каждым ребёнком. По результатам подготовительных занятий (диагностика речевого развития, я определяла готовность ребёнка взаимодействовать с взрослым, копирования жестов взрослого, навыкам звукоподражания, двигательной активности.
При планировании занятий по развитию речи очень важно было определить мне, как воспитателю следующие направления в работе.
1. Вызвать интерес у детей к средствам малых форм фольклора.
2. Формирование активного и пассивного словаря
3. Формирование звукоподражания
4. Формирование лепетной речи
5. Формирование обиходно-бытовой лексики
6. Формирование элементарных фраз
Занятия данного цикла осуществлялись на основе учёта особенностей психических процессов детей данной возрастной группы. Важность данных занятий заключался в опоре на наглядный материал, здесь мы использовали игрушки, картинки, атрибуты пальчикового и кукольного театров, шапочки зверей. Для эффективности результата необходимо включать в процесс познания все анализаторы ребёнка, обязательно при этом соотносить слово- с действием, слово-с признаком. Роль взрослого при этом заключается в многократном повторении нового слова, а также выполнение действий ребёнка с предметом, которые обозначаются словом. Это кисонька-Мурысонька, она мягкая и пушистая. Где кисонька? Погладь кисоньку-Мурысоньку. Как кисонька мяукает? Кто мяукает? И т. д. Таким образом и осуществляется речевая активность детей в процессе ознакомления и взаимодействия с предметами окружающего мира. По результатам занятий подготовительного этапа можно сделать выводы : спустя 4 месяца в процессе ежедневного нашего труда у детей появляется активное звукоподражание животным, формируется пассивный и активный словарь, формируется обиходно- бытовая лексика, дети начинают употреблять элементарные фразы. На втором этапе своей работы я планировала занятия основного цикла, к ним я отнесла проводимые нами все подвижные игры с использованием малых форм русского фольклора, различные инсценировки, элементы пальчикового театра, всё это способствовало осознать детям содержание конкретной потешки. Использованные нами игровых моментов помогли детям сформировать первоначальные навыки экспрессивной речи, а также развить интонационную выразительность. Например когда мы с детьми разучивали потешку «Курочка- Рябушечка» мы обращались к игрушке-курице, которая появилась в группе накануне разучивания данной потешки, слова курицы в соответствии с текстом произносил педагог. После первого же чтения педагогом потешки малышам становится понятна вопросно- ответная форма прочтения данной потешки. Когда мы предлогали обыграть данную потешку многие дети с большим желанием хотели быть цыплятками, курочками. Дети активно расспрашивали курочку в образе цыплят где была курочка, куда ходила, как цыплятки просят пить. Подражая голосу педагогу, малыши передавали и своему голосу вопросительную интонацию именно в это время у них и формировались первоначальные навыки интонационной выразительности, и что не мало важно экспрессивной речи. Во время обыгрывания каждой потешки дети сближались друг с другом, взаимодействуя вместе в игре они преодолевали и робость и нерешительность в общении. Для того, чтобы поддержать интерес к уже знакомой потешке мы применяли в своей работе разные приёмы, например оснащалась библиотека, появилась плоскостная фигура курочки в виде книжечки, содержание которой уже знакомая потешка, рассматривая её дети вспоминали потешку «Курочка- Рябушечка», и пытались её произносить с соответствующей интонацией. На стене в групповой комнате нами была повешена большая картина с изображением «Курочки-Рябушечки», дети подходили к педагогу, брали за руку и подводили к данной картине начиная рассказывать потешку. Во время обыгрывания потешки у детей формируются элементы фантазирования, без участия взрослого они находили себе партнёра, надевали на голову шапочки цыплят, курочки, брали в руки вёдра и самостоятельно, по своему начинали обыгрывать потешку. На наш взгляд дети получили хорошие знания на данных занятиях, целью которых было направленно на формирование экспрессивной речи детей. Полученные знания мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Мы привлекали детей к изготовлению атрибутов к соответствующей потешки. Например педагог лепил из пластилина курочку, а дети лепили для цыплят зёрнышки, курочка Квохчет зовёт цыплят кушать, малыши активно поддерживали игру, вспоминали тем самым уже знакомую потешку.