Светлана Сторожева
Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский
Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Эта культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой.
Публикация «Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
Белгородчина – уникальный регион Юга России, где зародились инструментальная и хореографическая традиции, ярко выраженная семейно-бытовая обрядность, многоцветная палитра народной одежды, устного поэтического творчества, многообразие народных сказок, промыслов и ремёсел.
Традиционный фольклор в современных условиях в крае сохранился по-разному. Неодинакова картина бытования даже одного или нескольких жанров фольклора в различных сёлах и деревнях.
Села Белгородской области испокон века были и во многом остаются не только хранителями, но и носителями и творцами народной культуры. Прекрасные старинные песни, народные сказки – все это берегут и развивают именно села, которые всегда сохраняли духовные ценности, национальные обычаи и традиции и по-своему питали русскую культуру.
Сегодня необходимо обратить внимание на возрождение духовности людей, национального самосознания и культуры.
Работая психологом дошкольного образовательного учреждения, я обратила внимание, на влияние малых форм фольклора таких, как сказки, пестушки, стихи, прибаутки на детей раннего возраста.
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Сказка, неизменный, как бы обычный спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Различные научные школы по-разному представляют её психологический смысл. Но сходятся все в одном: сказка является необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Велика её роль и в плане эстетического развития личности. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме сказки, методические вопросы, связанные с механизмами ее влияния на личность и ряд теоретических вопросов, в настоящее время разработаны недостаточно. Всё это говорит об актуальности изучения сказок.
В народных сказках тема края как границы между домом и внешним миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого репертуара сказок, известных современному городскому младшему дошкольнику, он может узнать, как по-разному можно пересекать эту границу в зависимости от обстоятельств и степени готовности главного героя к выходу за пределы родного дома. Приобщение ребенка к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт (опыт собственных падений и переступаний через край, неустойчивость поставленных на краю предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо, поднимало этот опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл. Такие смысловые оттенки способен уловить ребенок старше двух-трех лет – в этом возрасте начинается активное становление символической функции сознания.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
В режимных моментах в своей работе активно используем фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход в работе по развитию речи через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.
Таким образом, использование малых форм фольклора, способствует:
1. Умению внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
2. Развитию памяти.
3. Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережного отношения друг к другу.
Особую значимость фольклор представляет впервые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии.
Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2000.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 1999.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957. -24
4. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Начинаем говорить (Развитие речи). _ СПб. : «Паритет», 2005.
6. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985
7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание. -1991