Папки-передвижки

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Татьяна Матенкова
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «Что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл». К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек.

Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок и т. д.

Публикация «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Известно, ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры у ребенка.

Читайте малышу, начиная с раннего возраста потешки, колыбельные, прибаутки; при этом, следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью.

Залогом успешной работы является неоднократное повторение одного и того же текста (вызвать желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи).

После многократного повторения текста, когда малыши хорошо владеют его содержанием, предложить им ответить на вопросы.

Необходимость ответить на вопросы не только развивает речь, делает ее образной, художественной, но и помогает делать процесс восприятия художественной литературы осмысленным. Так родители и воспитатели совместно с детьми становятся участниками процесса формирования связной речи, использования образных средств и выражений.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора.

Организуя свою работу, мы проанализировали речь детей своей группы.

Результаты показали, что некоторые малыши знали и с удовольствием повторяли потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не владели навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называли ее персонажей.

Мы поставили перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитания гуманных чувств.

В основу нашей системы были положены научные достижения А. П. Усовой («Русское народное творчество в детском саду») и Е. А. Флериной (Эстетическое воспитание дошкольников).

Выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогли исследования Н. А. Ветлугиной («Самостоятельная деятельность дошкольников») и рекомендации Е. И. Тихеевой.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенку второго года жизни еще не доступно восприятие образов – они реалистически воспринимают ситуации, где сказочные персонажи разговаривают, действуют, как люди, проявляют к ребенку любовь, ласку, заботу, нежность. Это помогает взрослому подняться на новый, более высокий уровень эмоционального общения с ребенком.

Значительные изменения в восприятии художественных текстов наблюдаются у детей 3-го года жизни. Они уже способны воспринимать образный язык произведений и даже действовать «в образе». Этому способствует также и развивающаяся ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности.

Литература и фольклор учат ребенка мыслить, расширяют его кругозор. Образность произведений литературы и фольклора уже доступна пониманию малышей, поэтому их не удивляет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т. д. ребенок 3-го года жизни включается в «игру» со взрослым, легко откликается на предложение развернуть действия в ролях, может и себя представить, например, собачкой, петушком и т. п. он чувствует и реалистичность («Как у котика усы удивительной красы; глазки смелые, зубки белые», и сказочность («Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился) образов и сюжетов.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

В адаптационный период мы используем различные потешки, например:

- Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Ванечка хороший! Ванечка пригожий!

- Вот проснулся петушок, встала курочка.

Подымайся мой дружок. Встань мой Юрочка!

Произведения народного творчества должны отражать для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна

детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию. Произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Чтобы заставить детей двигаться, мы использовали потешки:

- Встань, малыш, еще разок

Сделай маленький шажок.

Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом. Топ-топ!

* * *

Удачно подобранная потешка помогает нам и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

- Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

* * *

При подготовке детей ко сну обращаемся к потешкам.

- Вот и люди спят, вот и звери спят

Птицы спят на веточках

Лисы спят на горочках.

Зайцы спят на травушке,

Утки, на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят-поспят, всему миру спать велят.

Во время одевания на прогулку:

- Вот они сапожки:

Этот с левой ножки, этот с правой ножки.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребёнок приобщается к красоте и самобытности слова, начинает вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора.

Чтобы дать возможность проявить речевую активность стараемся вводить в игры хорошо известные детям потешки. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышали знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька…»

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

- Наши уточки с утра: Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко!

Малые формы фольклора используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождаем потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показываем, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаем процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Антошке», или: «Водичка, водичка, умой моё личико».

Всё это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры и веселую потешку.

Чтобы потешка, прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать её содержание, мы не просто читаем ту или иную песенку, потешку, а продумываем, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их. Поэтому во время НОД по ознакомлению с окружающим, развитию речи показываем наборы картинок по темам: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Обувь», альбомы «Домашние животные», «Транспорт». Интерес у детей к занятиям возрастает, если картинки, предметы двигаются. Широко используем: «Живые картинки» «Птичий двор» для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать своё отношение к нему. Например, при чтении потешки «Сорока-белобока» Арина ставила деток сороки друг за другом и раздавала им кашу, а самому последнему, который ничего не делал, говорила: «А ты постой, вот тебе горшок пустой».

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляем в беседах и консультациях.

Были проведены беседы на темы: «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «Роль игры в речевом развитии детей». Успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы. Подобрали соответствующие наглядно-печатные игры «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришел?», «Кто что делает?», «Подбери перышко» и т. д., книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений речевого жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

В книжном уголке разместили книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книги-малышки, фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом», рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек. Проводимые дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение народного творчества, помогали закрепить навыки интонациональной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. Исследовательская работа с народным поэтическим словом для самых маленьких показала: детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно по законам красоты «открывается» перед ними притягательная сила народного слова – «чутье языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю, Родине.

Публикации по теме:

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики детей раннего возраста Мастер-класс Тема: «Умелые пальчики» (Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики детей раннего возраста) Цель: Познакомить.

Консультация «Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста» Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста Составила Мехнина Н. Н. воспитатель ГБДОУ детского сада № 61 Колпинского.

Перспективный план работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Сентябрь Постановка целей и задач по данной теме; изучение методической литературы; Октябрь Работа с детьми Разучивание и проговаривание.

План самообразования «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида № 98» г. Чита. ПЛАН по самообразованию.

Роль фольклора в развитии речи в I младшей группе. Роль фольклора в развитии речи в I младшей группе. Процесс перехода ребенка из семьи в детское учреждение сложен как для самого малыша,.

Роль сказкотерапии в развитии общения у детей раннего возраста с ЗРР В последнее время особое значение в специальной психологии приобретает проблема задержки речевого развития, и является одной из ведущих.

Роль театра в развитии активной и пассивной речи детей раннего возраста Цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ «Об образовании».

Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста. Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста. (Из опыта работы) Я работаю в специализированном доме ребенка. У нас воспитываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Опубликовано: 6 октября 2015 в 21:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Матенкова (УИ 374822) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД