Елена Андриянова
«Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь – основное средство общения людей. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, общение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Публикация «„Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, которые мы черпаем из истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта - к слову и от слова - к объекту!». Таким образом, я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Поэтому, особое внимание в образовательном процессе я уделяю развитию речи.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.
Потешки и прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение.
Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности.
Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению.
Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей.
Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка.
Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Поэтому часто в гости к детям приходят Бабушка Загадушка, Бабушка Рассказушка, сказочные герои: Машенька, Лиса, домовенок Кузя, Петрушка и Скоморох.
Сказки рассказываются с использованием различных видов театра – пальчикового, кукольного, настольного, игр-драматизаций, что побуждает детей передавать характер героев (походку, жесты, мимику, интонации, тембр голоса, петь знакомые песенки: «Несет меня лиса за темные леса…», «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…».
Во все времена народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Работа по изучению соответствующей литературы, позволила мне сделать вывод, что использование фольклора в младшем возрасте, позволяет развивать связанную речь у детей, увеличить словарный запас, развивает память и положительно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие ребенка.
Я подобрала ряд пословиц, поговорок, потешек, прибауток, загадок, песен, дидактических и подвижных игр.
Реализация данной работы осуществлялась через:
• цикл познавательной непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми (планирование непосредственной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности по развитию творческих способностей детей, народные игры, фольклорные праздники и развлечения, театрализованные представления)
• взаимодействие с родителями (Анкетирование, консультации, конкурсы, совместные творческие проекты)
• взаимодействие с педагогами (консультации, обмен опытом)
Следующий этап по речевому развитию детей я начала с создания развивающей среды в группе :
- Реализовали совместный творческий проект «Мое родовое дерево» с целью закрепления ребенком понятия «дружная семья», «близкие люди, родственники»; созданию базы для изучения своих корней, привития интереса к своей родословной, уважения к маме, отцу, пожилым родственникам.
Завели альбом, в который записали уже известные детям народные мудрости и новые пословицы, поговорки, потешки, загадки которые дети узнавали от родителей и из сказок, рассказов. Дети с удовольствием рисовали рисунки к записям в альбомах, поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют.
-Создали уголок «Русская изба», книжный и театральный уголок. Дети совместно с родителями активно участвуют в оформлении предметно-развивающей среды в группе – это книги, иллюстрации, предметы старины и т. д.
- Пополнили библиотеку новой литературой.
Таким образом, я постаралась создать условия для овладения детьми навыками речи.
В ходе работы я старалась, что бы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Обогащение речи детей
малыми формами фольклора, происходило в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, праздников и развлечений, во время бесед, чтения художественной литературы, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности.
Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора, я применяла их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды. Дети не только с удовольствием выполняют нужные действия, но и запоминают потешки наизусть, развивают память и обогащают свой словарный запас. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Процесс приема пищи - очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать этот процесс веселым и непринужденным, детки с большим аппетитом кушают. «Лады, ладуси были у бабуси, ели кренделек, пили киселек. Взяли на закуску хлеб да капустку, взяли на дорожку пышную лепешку, да в придачу из печи - маковые калачи».
Умывание сопровождалось произнесением мелодичных, напевных потешек:«Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся».
Интерес детей к колыбельным песням усилился после того, как мы стали использовать их в непосредственной деятельности и сюжетных играх. «Баю-баюшки-бай-бай, глазки, Маша, закрывай. Я тебя качаю, тебя величаю. Будь счастлива, будь умна, при народе будь скромна…»
В своей работе я широко использовала народные игры. Народная игра сочетает в себе одновременно и отдых, и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Дети с удовольствием играли в них вместе со мной, так, например, в игре «Колпачок» мы используем закличку :«Колпачок, колпачок, тоненькие ножки. Тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили. На ноги поставили, танцевать заставили».
Очень большое место было отведено пальчиковым играм на основе фольклора на тему «Я и моя семья». Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. «Этот пальчик большой – это папа дорогой. Рядом с папой – наша мама. Рядом с мамой – брат старшой. Вслед за ним сестренка – милая девчонка. И самый маленький крепыш – это славный наш малыш». И сколько любви, ласки мы слышим в русской народной потешке «Ладошечка». «Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке. На ладошечку, моя крошечка, и погладь ты меня по ладошечке».
Активно использовали потешки, загадки при знакомстве с временами года, природными явлениями, наблюдении за ними. «Уж ты, зимушка-зима, запружила, замела. Все дорожки, все пути – негде детушкам пройти».
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, я привлекаю их к подражанию крику птиц, животных. Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о домашних и диких животных, птицах и их повадках.
Проблему развития речи средствами малых форм фольклора я решала в тесной связи с родителями: сочиняли сказки, делали рисунки к потешкам и скороговоркам. Родители принимали активное участие в праздниках и развлечениях. Для родителей были подготовлены консультации, папки-передвижки.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.