Папки-передвижки

Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников»

Светлана Бабженко
Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор проект : Бабженко С. Г.

Вид проекта : коммуникативно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта : воспитатель, дети 2мл. группы, родители, муз. руководитель.

Актуальность:

Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм : песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.

Публикация «Проект „Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников“» размещена в разделах

Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, то есть играет полноценную роль во всестороннем развитии.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка, пускают его на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются.

Потешки – малый жанр устного народного творчества. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.

Цель проекта : использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего возраста.

Задачи проекта :

- обучать родной речи с использованием малых форм фольклора;

- использовать малые формы фольклора не только во время занятий, но и в других режимных моментах;

- работать над развитием звуковой культуры речи;

- расширять словарный запас.

- привлечь родителей к использованию малых форм фольклора в домашних условиях

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие :

Знакомство с потешками имеет большое значение для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

- воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, малой родине и Отчизне.)

Познавательное развитие :

Регулярное использование потешек в детском саду предполагает успешность общего развития младшего дошкольника. Малые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.

- развивать воображение и творческую активность;

- формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.)

Речевое развитие :

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка : умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- развивать умение слушать;

- обогащать словарный запас;

- формировать грамматический строй речи;

- развивать монологическую и диалогическую речь.)

Художественно-эстетическое развитие :

. Песенки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

- прививать любовь к народному творчеству;

- формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающего мира.)

Физическое развитие :

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.

- совершенствовать культурно- гигиенические навыки;

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

- овладевать подвижными играми с правилами.)

Ожидаемые результаты проекта :

• Повышение интереса детей к устному народному творчеству.

• Использование в речи детей малых фольклорных форм.

• Проявление доброжелательного отношения к окружающим, открытости к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

• Проявление интереса к различным видам игр, участию в совместных играх.

• Привитие элементарных норм и правил здорового образа жизни.

Возможности проекта для родителей :

Повышение интереса к использованию малых форм фольклора для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Этапы проекта

1этап – подготовительный

• подбор методической литературы;

• создание предметной среды;

• подбор фольклорного материала;

• подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями;

• составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов.

Для достижения цели подобрали потешки ко всем режимным моментам, была создана развивающая среда.

Задачи развития речи планирую и решаю в любые удобные для общения с детьми отрезки времени:

• на занятиях по всем видам деятельности;

• на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами, транспортом;

во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание;

• в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей;

• на специально организованных занятиях по развитию речи.

2этап – основной

• Реализацию проекта осуществляла по двум направлениям: использование фольклора на занятиях и в свободной совместной деятельности.

Использовали фольклорные произведения на протяжении всего дня. Чтобы дети лучше запоминали потешки и прибаутки, старались применять их во всех режимных моментах.

• Во время умывания к детям приходила в гости капелька, которая помогала закрепить правила умывания. А с помощью потешек детям передавались радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывались самые простые, обыденные ситуации.

• Во время приёма детей утром рассматривали иллюстрации к потешкам и повторяли знакомые.

• Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Кроме этого использовали приём, когда тарелочка «улыбается» деткам, которые всё съели. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, едят с удовольствием.

• Дети с удовольствием делают утреннюю зарядку с использованием русских народных песен. Они имитируют движения животных, подражают их голосам. Например: «Идёт петушок, красный гребешок», «Как у наших у ворот петух зёрнышки клюёт», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Баба сеяла горох», «Зайка серенький» и другие.

o Например, на занятии по математике использовалась потешка «Петушок,петушок…» .Дети закрепили знания о времени суток,построить домик из геометрических фигур итд.

o А во время закрепления знаний детей о зимней одежде подошла потешка «Наша Маша маленька…», дети с удовольствием для Маши украсили рукавички.

o Потешка «Лиса по лесу ходила…» помогла увлечь детей при изготовлении объёмной аппликации «Лисичка – лиса».

• Детям нравится делать зарядку под русскую нарадную песню «Жили у бабуси два весёлых гуся», но когда им было предложено нарисовать этих гусей, да ещё необычным способом (использовали отпечатки собственных ладошек, детскому восторгу не было предела.

• Применение потешек помогает активизировать ребятишек и на музыкальном занятии. Русское народное творчество привлекает детей своей простотой и мелодичностью звучания и раскрывает в детях скрытые возможности и таланты.

• Для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре, создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В кукольный уголок поместила предметы русского быта: печь, люльку, кухонную утварь, лапти. Ребятишкам было интересно покачать куклу в люльке, примерить лапти, попить чай из настоящего самовара, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, им нужно самим потрогать, поиграть с ними.

• Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Звучание текста «Кисонька – мурысенька» помогло детям освоить вопросительную интонацию. К этой игре можно добавить и ряд других например: «Еду-еду к бабе, деду»,»Идёт коза рогатая», «Тень-тень-потетень»,«Курочка-рябушечка», «Кривой петух», «Трух — трух», «Я — хитрая лисица».

Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относятся к куклам.

o Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".

• Маленькие детки не всегда легко просыпаются, и тут на помощь можно призвать потешку.

• Пестушки, потешки, прибаутки помогут создать у ребёнка бодрое, радостное настроение, вызовут ощущение психологического комфорта.

• Потешки использовали и во время одевания на прогулку. Всем известно, что маленькие дети не любят сами одеваться, а благодаря потешке, даже самые ленивые старались натянуть на свои ножки теплые сапожки.

o Чтобы разнообразить пребывание детей на свежем воздухе, опять прибегала к потешкам, прибауткам, народным играм.

Провела итоговое фольклорно-игровое занятие в нетрадиционной форме. Дети побывали в гостях у бабушки Варвары. Ребята показали хорошие знания потешек, умело применяли их на занятии. Красочность и богатство зрительных образов помогли сохранить внимание детей до конца занятия.

В завершении проекта было проведено родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием малых форм фольклора».

В результате работы над проектом :

• Повысился интерес детей к устному народному творчеству.

• Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.

• Дети знают и используют потешки, песенки, стишки, колыбельные в разных видах деятельности.

• Появилось доброжелательное отношение к окружающим, открытость в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

• Повысился интерес к различным видам народных игр, участию в совместных играх.

• Родители с удовольствием разучивают с детьми потешки, прибаутки, стишки, считалки, объясняют детям их смысл.

Таким образом, этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает детям в формировании речи.

Используемая литература:

Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 1987.

Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых дошкольников с помощью малых форм фольклора В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с тяжёлыми интеллектуальными.

Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклораФормирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора Цель работы: формирование грамматически правильной, интонационно оформленной речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Консультация «Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников» В обучении детей неоценимую роль играют произведения фольклора: как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, скороговорки,.

Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Воспитателя Медведевой Екатерины Николаевны.

Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.

Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры СЛАЙД 1: Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры СЛАЙД 2: В настоящее время.

Статья на тему: «Использование малых форм фольклора для развития речи детей» Использование малых форм фольклора для развития речи детей Детский фольклор представляет собой особую самостоятельную отрасль устного народного.

Влияние малых форм фольклора на развитие связной речи дошкольников. Народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение, является одним из слабо изученных вопросов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников»
Опубликовано: 17 сентября 2015 в 13:10
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бабженко (УИ 323752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД