Светлана Бабженко
Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проект : Бабженко С. Г.
Вид проекта : коммуникативно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети 2мл. группы, родители, муз. руководитель.
Актуальность:
Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм : песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.
Публикация «Проект „Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, то есть играет полноценную роль во всестороннем развитии.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка, пускают его на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются.
Потешки – малый жанр устного народного творчества. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.
Цель проекта : использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего возраста.
Задачи проекта :
- обучать родной речи с использованием малых форм фольклора;
- использовать малые формы фольклора не только во время занятий, но и в других режимных моментах;
- работать над развитием звуковой культуры речи;
- расширять словарный запас.
- привлечь родителей к использованию малых форм фольклора в домашних условиях
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие :
Знакомство с потешками имеет большое значение для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
- воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, малой родине и Отчизне.)
Познавательное развитие :
Регулярное использование потешек в детском саду предполагает успешность общего развития младшего дошкольника. Малые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.)
Речевое развитие :
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка : умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- развивать умение слушать;
- обогащать словарный запас;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать монологическую и диалогическую речь.)
Художественно-эстетическое развитие :
. Песенки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
- прививать любовь к народному творчеству;
- формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающего мира.)
Физическое развитие :
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.
- совершенствовать культурно- гигиенические навыки;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- овладевать подвижными играми с правилами.)
Ожидаемые результаты проекта :
• Повышение интереса детей к устному народному творчеству.
• Использование в речи детей малых фольклорных форм.
• Проявление доброжелательного отношения к окружающим, открытости к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
• Проявление интереса к различным видам игр, участию в совместных играх.
• Привитие элементарных норм и правил здорового образа жизни.
Возможности проекта для родителей :
Повышение интереса к использованию малых форм фольклора для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Этапы проекта
1этап – подготовительный
• подбор методической литературы;
• создание предметной среды;
• подбор фольклорного материала;
• подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями;
• составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов.
Для достижения цели подобрали потешки ко всем режимным моментам, была создана развивающая среда.
Задачи развития речи планирую и решаю в любые удобные для общения с детьми отрезки времени:
• на занятиях по всем видам деятельности;
• на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами, транспортом;
• во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание;
• в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей;
• на специально организованных занятиях по развитию речи.
2этап – основной
• Реализацию проекта осуществляла по двум направлениям: использование фольклора на занятиях и в свободной совместной деятельности.
Использовали фольклорные произведения на протяжении всего дня. Чтобы дети лучше запоминали потешки и прибаутки, старались применять их во всех режимных моментах.
• Во время умывания к детям приходила в гости капелька, которая помогала закрепить правила умывания. А с помощью потешек детям передавались радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывались самые простые, обыденные ситуации.
• Во время приёма детей утром рассматривали иллюстрации к потешкам и повторяли знакомые.
• Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Кроме этого использовали приём, когда тарелочка «улыбается» деткам, которые всё съели. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, едят с удовольствием.
• Дети с удовольствием делают утреннюю зарядку с использованием русских народных песен. Они имитируют движения животных, подражают их голосам. Например: «Идёт петушок, красный гребешок», «Как у наших у ворот петух зёрнышки клюёт», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Баба сеяла горох», «Зайка серенький» и другие.
o Например, на занятии по математике использовалась потешка «Петушок,петушок…» .Дети закрепили знания о времени суток,построить домик из геометрических фигур итд.
o А во время закрепления знаний детей о зимней одежде подошла потешка «Наша Маша маленька…», дети с удовольствием для Маши украсили рукавички.
o Потешка «Лиса по лесу ходила…» помогла увлечь детей при изготовлении объёмной аппликации «Лисичка – лиса».
• Детям нравится делать зарядку под русскую нарадную песню «Жили у бабуси два весёлых гуся», но когда им было предложено нарисовать этих гусей, да ещё необычным способом (использовали отпечатки собственных ладошек, детскому восторгу не было предела.
• Применение потешек помогает активизировать ребятишек и на музыкальном занятии. Русское народное творчество привлекает детей своей простотой и мелодичностью звучания и раскрывает в детях скрытые возможности и таланты.
• Для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре, создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В кукольный уголок поместила предметы русского быта: печь, люльку, кухонную утварь, лапти. Ребятишкам было интересно покачать куклу в люльке, примерить лапти, попить чай из настоящего самовара, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, им нужно самим потрогать, поиграть с ними.
• Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Звучание текста «Кисонька – мурысенька» помогло детям освоить вопросительную интонацию. К этой игре можно добавить и ряд других например: «Еду-еду к бабе, деду»,»Идёт коза рогатая», «Тень-тень-потетень»,«Курочка-рябушечка», «Кривой петух», «Трух — трух», «Я — хитрая лисица».
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относятся к куклам.
o Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".
• Маленькие детки не всегда легко просыпаются, и тут на помощь можно призвать потешку.
• Пестушки, потешки, прибаутки помогут создать у ребёнка бодрое, радостное настроение, вызовут ощущение психологического комфорта.
• Потешки использовали и во время одевания на прогулку. Всем известно, что маленькие дети не любят сами одеваться, а благодаря потешке, даже самые ленивые старались натянуть на свои ножки теплые сапожки.
o Чтобы разнообразить пребывание детей на свежем воздухе, опять прибегала к потешкам, прибауткам, народным играм.
Провела итоговое фольклорно-игровое занятие в нетрадиционной форме. Дети побывали в гостях у бабушки Варвары. Ребята показали хорошие знания потешек, умело применяли их на занятии. Красочность и богатство зрительных образов помогли сохранить внимание детей до конца занятия.
В завершении проекта было проведено родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием малых форм фольклора».
В результате работы над проектом :
• Повысился интерес детей к устному народному творчеству.
• Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
• Дети знают и используют потешки, песенки, стишки, колыбельные в разных видах деятельности.
• Появилось доброжелательное отношение к окружающим, открытость в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
• Повысился интерес к различным видам народных игр, участию в совместных играх.
• Родители с удовольствием разучивают с детьми потешки, прибаутки, стишки, считалки, объясняют детям их смысл.
Таким образом, этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает детям в формировании речи.
Используемая литература:
Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008.
Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 1987.
Интернет – ресурсы.