Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием малых форм фольклора

Елена Красикова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием малых форм фольклора

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 30 «Слоненок»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием малых форм фольклора

Тема: «К нам пришла весна»

Младший дошкольный возраст

Разработал: воспитатель Пономарева Е. А.

Нижневартовск, 2015

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием малых форм фольклора» размещена в разделах

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием малых форм фольклора для детей второй младшей группы

Тема: «К нам пришла весна»

Программное содержание:

Активизировать знания детей о весне, о сезонных изменениях в природе

Связная речь: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Подбирать к словам определения. Понимать смысл загадок и находить отгадку.

Звуковая культура речи : закрепить звукопроизношение звуков [ч] и [к]

Словарь: активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие : проявлять инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками при решении практической задачи

Познавательное развитие : Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; способствовать формированию интереса детей к природе. Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег, появляются проталины, изменяется одежда детей, прилетают птицы и т. д.

Речевое развитие : Обобщать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; развивать слуховую и зрительную память; активизировать словарь детей по данной теме за счет слов (март, апрель, май, проталины, капель, первоцветы и т. д.)

Художественно-эстетическое развитие : продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности; развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Разучить с детьми стихотворение «Весна», используя для лучшего запоминания мнемотаблицу; развивать речеслуховую память.

Физическое развитие : развитие элементарных физических навыков у детей дошкольного возраста, умение держать правильную осанку (повороты, наклоны, приседания и т. д., воспитывать интерес, уважение к собственному здоровью.

Словарная работа: весна, март, проталина, оттепель, ручей, сосулька, солнышко, лучи, капель, подснежник, почка; ранняя, долгожданная, яркое, звонкий, хрупкая, прозрачна; журчит, темнеет, тает, набухает, прибывает, припекает, светит и т. д.

Демонстрационный материал: большие сюжетные картины по теме «Признаки весны», маленькие картинки времен года, картинки-иллюстрации по содержанию стихотворения, силуэт солнышка и простой карандаш на каждого, театральная куколка «Фея Весны», макеты деревьев, кусочки ваты, мольберт

Предварительная работа: беседы, ситуативные разговоры и рассказы о весне и перелётных птицах; наблюдения за птицами на участке сада; чтение художественной литературы: М. Горький. «Воробьишко; разучивание песенки о весне «Веснянка»; дидактическая игра «Когда это бывает?», лото «Птицы», «Путаница»; отгадывание загадок о временах года; Прослушивание аудиозаписей «Весна» А. Вивальди, «Весенние голоса» Ф. Штрауса (отрывки) рассматривание открыток, картинок, иллюстраций из книг с изображением птиц; беседа с детьми «Как весну встречают?» тематический комплекс утренней гимнастики «Птички»; подвижная игра «Перелёт птиц». Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, составление описательного рассказа по картине «Весна» (из серии «Времена года») чтение художественной литературы, подвижные, дидактические и словесные игры.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

I. Мотивационно-побудительный этап.

Воспитатель:

Руки вверх, руки вниз,

Ждёт нас на занятии сюрприз.

На стульчик тихо сядет тот,

Кого мой голос позовёт

По мере звучания имён дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла необычная гостья, а вот, чтобы узнать, кто она вы должны отгадать загадки и среди отгадок выбрать нашу таинственную гостью. Загадывает загадки о временах года.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью)

Воспитатель: Как вы думаете, кто же к нам пришёл в гости? (ответы детей)

Правильно весна. Она пришла не только к нам в гости, она заглянула и в лес, и в поле, и в сад, и просто на улицу. Каждый рад весне, только говорим мы об этом по-разному. Скажем «Весна пришла» громко, обычным голосом, тихо.

Весна: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Весна: Я пришла весна-красна,

Солнце, радость принесла.

С теплыми лучами,

С быстрыми ручьями,

С зелеными листочками

С первыми цветочками!

II. Организационно - поисковый этап.

Воспитатель: Весна для нас ребята приготовила интересные задания, которые просит, чтобы мы выполнили.

1. Беседа по картинкам

2. Игра «Когда это бывает?» (игра в кругу с мячом)

Люди собирают урожай когда?

Птицы возвращаются с юга когда?

Стоят сильные морозы когда?

Купаются и загорают на озере когда?

Тает снег когда?

Желтеют и облетают листья когда?

Бегут ручейки когда?

Появляются длинные сосульки когда?

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились.

Воспитатель: Ребята, смотрите, что это?

Дети: солнышко!

Воспитатель: А почему оно грустное?

Дети: Потому что у него нет лучиков

Воспитатель: Мы можем подарить солнышку лучики, но для этого мы должны с нашей гостьей поиграть

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Дай нам солнышко тепла»

Мы ладони протянули и на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх - вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла, чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе)

Наши пальчики – малютки не хотят ждать ни минутки (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук- тук, молоточками (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп - хлоп, лапоточками (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг- прыг, словно зайки, Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

Ребята подходят к солнышку и дарят лучики.

Весна: А теперь, ребята, я приглашаю вас прогуляться в весенний лес.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Весна идет, Шаги на месте

Весна поет, «Дудочка» руками

Весна согревает, Потянуться к «солнышку»,погладить себя обнимающими движениями

Весна убирает, «Подметаем»

Листья распускает, Делаем «бутон» руками

Птичек созывает, Приглашающие движения руками

С солнышком танцует Кружатся

И цветы рисует. «Рисуют»

УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ

Весна: Вот мы с вами и пришли в весенний лес, посмотрите, на дереве ещё остался снежок, весна нас просит, чтобы мы ей помогли сдуть снежок с дерева. Для этого мы с вами превратимся в ветерок и сделаем глубокий вдох и длинный сильный выдох, чтобы снежок слетел с веток дерева.

Дети сдувают кусочки ваты с макета дерева. Звучит фонограмма ручейка и пения птиц

Воспитатель: Ребята, что это журчит и кто поет песенки?

Дети: ручеек и птички!

Воспитатель: Конечно, веселый ручеек и птицы! Они тоже, как и мы с вами радуемся весне. Какие птицы к нам прилетели с юга?

Дети: Верно, ласточки, скворцы (показ изображений птиц)

Воспитатель: весной и звери изменились

Весна: А что же с ними произошло?

Дети: поменяли свои шубки.

Воспитатель: Какой зайчик был зимой?

Дети: белый

Воспитатель: Какой стал весной?

Дети: Серый (показ изображения зайчика)

Воспитатель: ребята, какое время года у нас сейчас?

Дети: весна!

Помогли весне в лесу, а теперь возвращаемся в детский сад.

Дети садятся на стульчики.

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: Очень важно красиво говорить, чтобы Весна услышала и порадовалась за нас. Поэтому. Поиграем с язычком:

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их, то в одну сторону, то в другую (часики). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Знакомство со стихотворением.

Весна: сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением «Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами

Чёрные проталины

На полях видны

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

Весна: Нам в стихотворении встретилось новое слово «проталины», может быть кто-нибудь знает, что это такое? Предположения детей.

Весна: Проталины – это островки земли на полях, в лесу, где уже нет снега.

Давайте сделаем приятно весне, постараемся запомнить это стихотворение.

Послушайте его ещё раз.

1. Опорные картинки.

Я буду читать стихотворение и показывать вам иллюстрации на каждую строчку, чтобы легче было запомнить.

III. Рефлексивно - корригирующий этап.

Молодцы, все очень хорошо проговорили стихотворение. Как называлось стихотворение? Сегодня на занятии, ребята, вы очень порадовали весну и поэтому, она дарит каждому из вас изображение солнышка, но у солнышка нет лица, и весна просит вас с помощью карандаша нарисовать «солнышкам» лица, в которых вы отразите своё настроение. Какие вы нарисовали лица улыбающиеся или грустные? Почему? Потому что весной у всех хорошее настроение.

Публикации по теме:

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани» 1часть Известный русский писатель К. Аксаков сказал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри.

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани» 4часть Речевой материал для использования родителями: Крепка, звонка да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля) Лежит птица.

Формирование речи дошкольников средствами малых форм фольклораФормирование речи дошкольников средствами малых форм фольклора Цель работы: формирование грамматически правильной, интонационно оформленной речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Конспект НОД по развитию речи посредствам малых жанров фольклора во второй младшей группе. В гости к бабушке. Цель: -Приобщать детей к народным традициям; -формировать желание к инсценировкам и играм с использованием русского народного фольклора;.

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора Доклад «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм». Актуальность. Основная цель.

Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников» Автор проект: Бабженко С. Г. Вид проекта: коммуникативно-творческий. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети.

Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР. Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием малых форм фольклора
Опубликовано: 19 ноября 2015 в 09:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием малых форм фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Елена Красикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД