Макарова Валерия Алексеевна
Применение лимерик технологии для развития связной речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи младших школьников ОВЗ с использованием
лимерик технологии».
(Слайд 1)
Здравствуйте
Жила-была я, Макарова Валерия,
В шестой школе я как тяжелая артиллерия.
Любимый доктор всех мальчишек и девчонок,
Не делаю им больно, это знают все с пеленок.
Моя любовь логопедия.
(Слайд 2)
Публикация «Применение лимерик технологии для развития связной речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рифмы, учимся рифмовать
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Только что я рассказала вам ЛИМЕРИК о себе, вот так необычно я решила с вами познакомиться. Что такое лимерик, спросите вы? Это короткое стихотворение состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса, в нем рифмуется первая строка со второй, третья с четвертой, а пятая существует сама по себе или рифмуется с первой, содержит вывод.
(Слайд 3)
Но лимерики-это не просто небольшие интересные стихотворения для детей, это целая технология развития связной речи, разработанная на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.
(Слайд 4)
Я решила обратиться к этой технологии, потому что передо мной возникла проблема: как развить связную речь у младших школьников с ОВЗ? Ведь диагностика показала, что более 80% детей имеют сложности в конструировании развернутых фраз, ошибки в последовательности изложения мысли, пропускают важные моменты сюжета, не умеют передавать информацию, устанавливать социальные контакты, то есть активно участвовать в процессе общения.
(Слайд 5)
Это подтверждается мнением таких исследователей связной речи как Выготский Л. С., Лурия А. Р.
Именно поэтому данная технология так актуальна в работе с детьми ОВЗ.
(Слайд 6)
Таким образом, целью моей профессиональной деятельности стало создание оптимальных условий для полноценного речевого развития ребенка с ОВЗ средствами лимерик технологии.
Для реализации цели я поставила следующие задачи:
Проанализировать, разработать, апробировать и оптимизировать использование логопедических лимериков как один из способов развития связной речи детей с ОВЗ.
(Слайд 7)
Внедрение лимерик технологии проходило в три этапа:
На начальном этапе, для того, чтобы научить детей составлять рифмованные тексты, я использовала игровые задания и упражнения, которые разделила на несколько групп.
(Слайд 8)
Первая группа игр была направлена на восприятие стихотворного текста, его содержание и развитие речевого слуха, умение находить рифму.
Это такие игры как: «О ком? О чем?», «Аплодисменты», «Небылицы», «Абракадабра».
(Слайд 9)
Используя вторую группу игр, я учила детей подбирать к слову рифму.
Это были следующие игры: «Доскажи словечко»,
«Рифмовки - нерефмушки» - в ней школьники подбирали картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
(Слайд 10)
«Перебежки». На фотографии вы можете увидеть, что обучающиеся сидели на стульчиках, но один стул был свободный. Я называла слово, они по очереди подбирали рифму с переходом на свободные стулья.
Любимая игра моих учеников - «Исправь меня», в ней дети согласовывали слова в предложениях в роде и падеже.
(Слайд 11)
Третья группа игр была направлена на обучение сочинять рифмованные строчки и двустишье:
Например игра «Чистоговорки» включала в себя:
• Договаривание последнего слова в чистоговорках
• Придумывание чистоговорок детьми.
• Договаривание хором рифмующихся слов в стихотворении.
В игре «Придумаем рифмованные строчки» я предлагала школьникам выбрать какую-либо рифмованную пару и сочинить рифму следующим образом:
"Жил-был кто-то и был похож на что-то".
Например, "Жил-был Жук и был похож на лук".
В игре «Сочини дальше» - я давала одну строчку стихотворного текста, а обучающиеся сочиняли вторую. Например, «В лесу шагает Мишка», а ребенок продолжал: «С дерева упала шишка».
(Слайд 12)
Следующий этап включал в себя работу над рифмой с использованием стихов К. Чуковского, А. Барто, Б. Заходера.
Дети учились:
• Определять рифмующиеся слова и их местоположение.
• Находить ударение.
• Самостоятельно подбирать рифму к выпавшей картинке.
• По выпавшим рифмам придумывать двустишье.
Основной этап работы строился по следующему алгоритму:
1. Чтение лимериков.
2. Объяснение способа их построения.
3. Придумывание шуточных выводов к стихотворениям
4. Коллективное творчество.
5. Придумывание своих лимериков по модели :
(Слайд 13)
1 строчка – Объект по лексической теме (Кто? Что)
2 строчка - Сравнение или указание на свойство объекта (какой)
3 строчка - Действие или взаимодействие с другими объектами (где)
4 строчка - (с кем общался)
5 строчка - Вывод (утверждение или мораль)
(Слайд 14)
Работа по составлению лимерик «захватила» не только детей, но и их родителей. На слайде вы можете увидеть совместно составленные родителями и моими учениками лимерики :
Жил-был кот
Пушистый, как енот.
Он по холоду гулял,
Хвостом снег подметал,
Очень-очень он устал.
Стали падать на землю снежинки,
Оказались в снегу паутинки.
Пауки огрызались,
Очень больно кусались,
С горкой их завалили снежинки,
В дальнейшем опыт составления лимериков можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения для повышения интереса детей к предмету.
(Слайд 15)
На сегодняшний день мною разработана серия конспектов логопедических занятий, дидактический материал на разные лексические темы, задания с использованием лимериков. Данный опыт был обобщен на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов «Родничок».
(Слайд 16)
Проанализировав результаты промежуточной диагностики, было выявлено что 15% обучающихся повысили свой уровень развития связной речи, что еще раз доказывает эффективность лимерик технологии.
(Слайд 17)
Лимерик облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, обогащает словарный запас школьников, помогает в конструировании развернутых фраз, позволяет уменьшить количество ошибок в последовательности изложения мысли, т. о. способствуя развитию связной речи детей с ОВЗ.
(Слайд 18)
Заканчивая свое выступление, я хочу пожелать вам, чтобы
Символ года-черный кролик,
Настоящий трудоголик
Был помощником во всем
Вместе с ласковым котом.
Грусть свою умножь на нолик!