Елена Самсонова
Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи детей. У детей наблюдается небольшой лексический запас, появляются трудности в умении использовать слова в самостоятельной речи. Даже дети, у которых нет речевых патологий, медленно подбирают слова, чтобы высказать, ответить, долго их вспоминают, у детей происходит сужение значения слов, ребёнок заменяет названия частей предмета названием целого предмета.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие познавательно – речевых способностей у детей. К большому сожалению на сегодняшний день яркая, образная, богатая синонимами и антонимами речь детей старшего дошкольного возраста – явление довольно редкое.
Проблемы, которые просматриваются в речи детей дошкольного возраста:
- бедный словарный запас;
- трудности в умении составлять рассказ по картинке;
- трудности в последовательном пересказе прочитанного;
- детям тяжело выучить наизусть стихотворение или песню.
Исходя из вышесказанного, следует, что педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников должно стать кропотливой, ежедневной работой. Владение словом, речью – это целое искусство, которому нужно учиться не один год.
Отсюда у педагогов возникает необходимость находить и использовать в своей работе новые методы и технологии развития речи детей.
Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет получить превосходный результат, является работа над созданием синквейна. Синквейн является приёмом технологии развития критического мышления, который представляет собой малую стихотворную форму, используемую для регистрации эмоциональных оценок, описания своих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Синквейн – это инструмент, позволяющий синтезировать и обобщать сложную информацию, выступает как средство творческого самовыражения. Технология синквейна позволяет быстро получить нужный результат.
Актуальность применения данной технологии состоит в том, что в непринуждённой обстановке и в игровой форме создаются условия для развития личности, формирования умения критически мыслить, то есть уметь исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Дошкольниками синквейн воспринимается как интересная увлекательная игра. А когда дети узнают, что могут написать стихотворение самостоятельно, их счастью не предела.
Слово "синквейн" происходит от французского слова "пять".
Существуют основные правила составления синквейна :
Первая строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
Вторая строка – два слова (прилагательные, признаки предмета или его свойства.
Третья строка – три слова, действия предмета, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – четыре слова – предложение, состоящее из фразы, которая показывает отношение автора к теме.
Пятая строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил при написании синквейна не обязательно.
Самое главное, что учить составлять синквейн можно детей, которые ещё не умеют читать.
Детям, которые только знают буквы, но не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна по вопросам : о ком, о чём? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети научатся выделять главную мысль, отвечать на поставленные вопросы и по определенному алгоритму смогут создать свои первые нерифмованные стихотворения. Воспитатель может записать ответы ребёнка на подготовленном листке. Для наглядности можно предложить ребёнку нарисовать предмет, о котором составляется синквейн.
Эффективность и значимость синквейна в его простоте.
Составляя синквейн, каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Ожидаемый результат применения технологии синквейн :
- расширятся представления детей об окружающем мире;
- появится желание пересказывать тексты, самостоятельно придумывать интересные истории;
- проявится интерес к заучиванию стихотворений, потешек, песен, скороговорок, загадок;
- пополнится словарный запас, речь станет яркой и богатой, дети смогут точно формулировать свои мысли;
- дети преодолеют робость, застенчивость, почувствуют уверенность в своих силах, научатся свободно выступать перед другими людьми.
Спасибо за внимание и поддержку!