Наталья Копосова
Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Публикация «Опыт работы по теме „Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
На основании требования ФГОС, реализация программы ДОО, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы. Для дошкольников, прежде всего это игра, познавательная и исследовательская деятельность.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, а также речь. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. И поэтому я задалась задачей найти интересные игры для развития речи детей.
Изучая современные технологии, я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов и игр ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Цели ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Используя в своей работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываю следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения).
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность, так дети лучше запомнят.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Использовать игры и упражнения технологии ТРИЗ начала со второй младшей группы. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности, я использую элементы ТРИЗ - технологии и в свободной деятельности детей.
В режимных моментах, на прогулке, при умывании использовала прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей.
Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т. д.
В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление.
В своей работе использую игры с элементами ТРИЗ : как часть другой игры; в режимных моментах; как часть непосредственно-образовательной деятельности.
Методы и приёмы ТРИЗ, которые мы применяем.
Метод «мозгового штурма» - для активизации мыслительных операций, групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей : умение вести спор, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, но и, конечно же, расширяется и активизируется их словарь. Например, игры «Маша-растеряша», «Как перейти с одного берега реки на другой» и т. д.
Метод «Синектика», или метод эмпатии: предлагаем ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Например, такое задание: предложить детям представить какой-либо объект; обсудить объект с привычной точки зрения; предложить пофантазировать (превратиться в данный объект в какой-либо ситуации и рассказать о своих чувствах в настоящий момент). Дидактическая игра «Где живет мышка?» (в сказке, на обертке конфеты, в книжке, на картинке стола, «Назови часть предмета», «На что похоже» и другие.
Метод «Да-Нет-Ка» – этот метод дает возможность организовать детей на ту или иную деятельность, находить и отвечать на поставленную перед детьми проблему, отвечать на вопросы взрослого и детей, находить нужное решение в поставленной задаче.
Технология обучения детей составлению загадок. Основные модели составления загадок.
*Какой? Жёлтый, но не лимон,
*Что делает? Шипящий, но не вулкан,
*На что похоже? Круглый, но не мяч.
*Что бывает таким же? Самовар
*Что (кто)делает так же?
*Чем отличается?
Метод системного и морфологического анализа. Системный анализ позволяет рассмотреть мир в системе. Морфологический анализ развивает творческое воображение, фантазию, преодоление стереотипов. С помощью них мы рассматривали такие понятия как «Солнечная система», «Времена года». А также изобретали новый объект, меняя признаки.
Работа с противоречием. Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший или плохой (игра «Хорошо-плохо», большой и маленький (сосулька сначала маленькая, а потом большая). Решаем противоречие при помощи игр : «Скажи об одном предмете много», «Если бы ты попал в сказку…», «Волшебная палочка- уменьшалка или увеличивалка», «А что, если…».
Обучение детей словотворчеству и сочинительству. В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения: «Складные картинки» - учить подбирать с изображениями предметов, названия которых рифмуются, «Придумай чистоговорку».
Практика показала, что в подобранных играх по технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и речевое общение, а также обогащается словарь. ТРИЗ технология очень интересна и увлекательна - стоит только поглубже с ней познакомиться. Но не стоит забывать, что ТРИЗ - это система.
Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи : у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми, и соответствует новым требованиям системы образования.