Юлианна Сытникова
Применение гендерного подхода в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ю. Б. Сытникова
Педагог-психолог МБДОУ № 132 г. Ростов-на-Дону
Аннотация: встатье рассматривается проблема и перспектива применения программ гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, опираясь на ФедеральныеГосударственные требования построения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подвергается анализу прогнозирование их использования в общественном и семейном воспитании, что провоцирует активное развитие гендерных исследований в области психологии и педагогики. Рассматриваются задачи, стоящие перед гендерной педагогикой. Представлены психолого-педагогические условия продуктивного воспитания девочек/мальчиков на момент их гендерной социализации.
Публикация «Применение гендерного подхода в воспитании дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: гендерное воспитание дошкольника, гендерная идентичность (гендерная принадлежность, гендера-сбалансированная воспитательная среда.
На сегодняшний день большое внимание уделяется изучению задач теоретического и практического подхода в гендерном воспитании девочек и мальчиков. Подвергается анализу прогнозирование их использования в общественном и семейном воспитании, что провоцирует активное развитие гендерных исследований в области психологии и педагогики. Поиск теоретико-методологических основ и рычагов воздействия на социализацию индивида, которые соответствуют всем требованиям настоящей педагогической реальности, способствуют формированию нового направления педагогики представляют собой один из компонентов модернизации содержания образования и воспитания.
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [1. с. 386].
Теоретическая обоснованность гендерного подхода в воспитании дошкольников, поиск психолого-педагогических условий продуктивного воспитания девочек и мальчиков в момент их гендерной социализации, благоприятному становлению личных маскулинных, феминных и андрогинных особенностей, предполагающих организацию педагогической поддержки в разрешении задач, которые имеют взаимосвязь с гендерным соотношением и самореализацией индивида в дошкольном возрасте.
Задачи стоящие перед гендерной педагогикой – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте.
У истоков гендерного воспитания стоит осознание того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят дети обоих полов, с собственными социокультурными представлениями, индивидуальными потребностями и определенным запасом гендерных стереотипов поведения [2. с. 213-215].Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.
Сутью гендерной интеграции в социум по мнению А. В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов [3. с. 15-19]. В основе гендерной интеграции в общество лежит проработка гендерной идентичности и усвоение гендерных ролей, в числе которых понимание того как на этот цикл воздействуют гендерные стереотипы.
Таким образом гендерное воспитание – это целеустремленный, осознанный процесс, который ориентирован на сопровождение развития индивида, способствующий повышению уровня гендерной культуры человека с целью успешной интеграции индивида в современном общественном строе [4. с. 36–40]. В теории сущность гендерного воспитания девочек и мальчиков дошкольного возраста обоснованно в ходе нашего исследования сущности гендерного воспитания. Теория основана на междисциплинарном, всецелом и гендерном методах, предоставила возможность совокупить настоящие данные многих наук о гендере.
Теория гендерного воспитания дошкольников включает в себя такие компоненты как:
1) формирование педагогической обстановки для экологичного развития разнообразных составляющих уникальности мальчика/девочки;
2) целеустремленную образовательную деятельность по гендерному воспитанию;
3) Систематизация цикла гендерной интеграции личности дошкольника в социум (оказание индивидуальной поддержки ребенку в самоконтроле в соответствии с гендерными стереотипами).
Процесс воспитания детей дошкольного возраста был рассмотрен нами как целеустремленное педагогическое воздействие в рамках формирования личности девочки/мальчика, разнообразных компонентов уникальности (интеллект, мотивация, деятельность, эмоциональность, самоконтроль) и гендерному воспитанию, ориентированному на освоение девочками/мальчиками гендерных ролей, навыков типичного поведения и гендерной культурой взаимоотношений.
Для применения сути гендерного воспитания детей дошкольного возраста планируется выполнение следующих психолого-педагогических условий продуктивного воспитания девочек/мальчиков на момент их гендерной интеграции в социальную сферу. К числу которых мы отнесли:
• построение сбалансированного гендера-ориентированного образовательного пространства;
• осуществление частичных программ гендерного воспитания;
• производство и применение в учебно-воспитательный процесс способов гендерного воспитания;
• квалификационная подготовка педагогов к данному виду деятельности;
• своевременная информационно-методическая поддержка всех участников образовательного процесса по вопросам гендерного отождествления и самореализации личности девочки/мальчика.
Под сбалансированным гендера-ориентированным образовательным пространствоммы подразумеваем педагогизированные условия для воспитания личности дошкольника, дающую возможность мальчику и девочке разграничивать себя от понимания другого пола, отождествлять себя со знаниями своего пола и формировать индивидуальные гендерные особенности личности и способа положительного гендерного поведения.
Данное условие воспитания и развития подразумевает знакомство ребенка с устоявшимся в обществе порядков социальных ролей и взаимодействие, и усвоение гендерных ролей, правил, ценностей, идеалов и морали современного социума. Для проектирования
Такая среда воспитания и развития предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества. Для построения сбалансированного гендера-ориентированного образовательного пространства необходимо:
• расширения зон самореализации девочек/мальчиков (дополнительная мотивация девочек к занятию спортом, а мальчиков к навыкам самообслуживания);
• создание положительного опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в коллективной деятельности;
• исключение общепринятых традиционных культурных запретов на эмоциональное самореализацию мальчиков, стимулирование их к демонстрации чувств;
• формирование у девочек опыта само поощрения и увеличение уровня самооценки:
• моделирование ситуаций для отработки гендерной чувствительности (по средствам тренинговых занятий, театрализации и обмена гендерными ролями);
• приобщение к воспитанию детей родителей обоих полов.
Для реализации комплексных программ необходимо изучение существующих программ и разработка собственных, учитывающих Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП ДО, которые отображают первостепенные ориентиры ознакомления детей с нормами и правилами взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, требуют использования гендерного маршрута в дошкольном образовании [5].
Таким образом осуществление ФГТ Российской Федерации к дошкольному образованию становится наиболее востребованным создание методик ориентированных на гендерное воспитание девочек и мальчиков, подразумевающих гендерной принадлежности (гендерной идентификации).
Список литературы
[1] Гендерное образование : учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук. – Краснодар: Просвещение-Юг. 2011. – 386 с.
[2]Штылева Л. В. Педагогика и гендер : развитие гендерных подходов в образовании. – 2016. – 213-215 с.
[3] Мудрик А. В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. –2003.– № 5. – 15-19 с.
[4]Борытко Н. М. Гуманитарная парадигма образования в контексте гендерных исследований // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы. – Волгоград: Перемена, 2009. – 36–40 с.
[5] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : Приказ Министерства образованияи науки РФ № 655 от 2009. URL : https://rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html (дата обращения; 10.11.2020)
© Ю. Б. Сытникова 2022 год