Анна Раева
Русская народная игра в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов.
Важно сохранять традиции и национальную культуру.
В народных играх присутствует веками сложившаяся народная мудрость, которая включает в себя общечеловеческие ценности.
Публикация «Русская народная игра в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Детские народные подвижные игры способствуют самореализации и самовыражению личности. Такой вид фольклора - один из лучших источников нравственного познавательно-речевого развития детей.
Игровая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, присущий человеку. Ее формирование относится к начальному этапу становления человека и сопутствует ему на протяжении всей истории его существования. Появление игры было оправдано необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа.
Русский хоровод отличается самобытным, ярким национальным колоритом, позволяет «заразиться» силой и свободой движения, даёт возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы – и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. Таким образом, хоровод является одним из средств не только эстетического, нравственного, но и патриотического воспитания дошкольников.
Детей они привлекают яркими костюмами.
Готовясь к таким играм, я много рассказываю детям о народных традициях, обрядах. Так же готовлю атрибуты к играм, маски-шапочки, по возможности шью костюмы.
Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, даёт ни с чем несравнимые возможности для накопления представлений об искусстве русского хоровода и приобщению детей к истокам народной культуры.
Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с утилитарной деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения жизненных процессов в играх детей.
Игры — один из элементов культуры, результат народного творчества.
В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшая иллюстрация этого — национальные игры. Недаром одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».
Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. Об этом нам говорит хороводная игра «Солнце».
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Это такие игры, как: «Гуси-лебеди», «Совушка», «Курочка-хохлатка», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Заинька», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.
Важность приобщения детей к народной игре и игровому фольклору, которые должны стать первой ступенькой в постижении собственной народной культуры, очевидна. Играя, ребенок легко и незаметно усваивает образы и символику народной эстетики, что делает невозможным отношение к национальной культуре как к явлению чуждому для современного человека. В конечном счёте, это послужит возрождению уважения к народной культуре и восстановлению связей между поколениями.
Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Игра «Ручеёк» — русское детское (не только) подвижное развлечение (игра, известное с давних пор.
Весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну.
Игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития. Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли.», «Лен», «Мак», «Капуста»).
С историческим наследием русского народа знакомят народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры : "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", «Мороз Красный нос», «Карусель».
К играм, в которых нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", «Бубенцы»"Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении таких игр, как: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем, "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям.
Проведя исследование по истории народных игр можно увидеть, что игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись, в зависимости от местности, времени и народности. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
Поэтому я считаю, что нужно изучать старые всеми забытые игры и знакомить с ними детей. Которым очень полезно играть на свежем воздухе, нежели сидеть за компьютером.
Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Подражание предкам, поиск и использование способов для существования требуют усовершенствования форм и методов общения с окружающими людьми, которые формируют склад человеческого коллектива. В нем всегда есть люди, генерирующие наиболее прогрессивные взгляды на жизнь, на способы существования и развития людей, воспитание подрастающего поколения. Они из уст в уста, из поколения в поколение передают предания и мифы, песни и мелодии, фрески, пусть даже в пещерах, узоры на мужских и женских рубашках, ритуальные песни и пляски.
Итог. Все народные игры, в том числе подвижные, необычайно ценны. Важно не забывать о них. В данных играх отражаются обычаи, традиции и фольклор наших предков. Они формируют личность и развивают положительные качества ребенка. Немалую ценность они имеют и в экологическом воспитании. Благодаря таким играм улучшается также разговорная речь, формируется логика и улучшается уровень физической подготовки детей. Важно не только включать их в дошкольное образование, но и применять дома.