Юля Маслова
Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллект-карты : один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста
Актуальность
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.
Публикация «Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников» размещена в разделах
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Но я считаю, что наиболее эффективной методикой для освоения знаний является метод Интеллект - карт Тони Бьюзена - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти, лектора и консультанта по вопросам интеллекта.
Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
Благодаря своим свойствам использование метода Интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
Цель: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода Интеллект - карт.
Задачи:
• развивать психические функции (внимание, память, мышление);
• стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
• развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
• развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
• формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развивать воображение и творческую активность;
• формировать преемственность между детским садом и школой;
• развивать мелкую моторику рук;
• формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
• развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства интеллект - карты :
• наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
• своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток информации);
• творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Интеллект - карта в работе с детьми вводится постепенно и, этот процесс поделили на 3 уровня:
1 этап. Подготовительный
Знакомство детей с интеллект - картой (2 половина старшей группы).
В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».
1 вариант – сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.
2 вариант – далее дети с помощью педагога (родителя) составляют интеллект - карты по заданной теме.
Варианты создания интеллект карты :
Ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
Педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
Дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
На наш взгляд проект является достаточно результативным, поэтому возможно введение метода Интеллект - карт и в других группах детского сада. Эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.
Наши интеллект-карты :