АНАСТАСИЯ ПУШКАР
«Игра народная, хороводная». Сценарий мероприятия совместно с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство дошкольников с семейными народными играми
Задачи:
Образовательные:
- сплотить детей и родителей в процессе совместной деятельности;
- расширить знания детей о быте русского народа, взаимоотношениях в семье;
- тренировать у детей навык работы в команде;
- активизировать интерес детей к фольклорным произведениям;
- учить детей согласовывать движения со словами игры
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать функциональную грамотность;
- развивать творческие навыки;
- развивать самостоятельность и инициативу;
- развивать физические навыки детей;
- развивать быстроту, ловкость, выносливость, глазомер
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- воспитывать интерес и любовь к родной культуре.
Образовательная область:«Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ.
Оборудование и материалы:музыкальная колонка, колокольчик, шест с колесом и лентами, балалайка (игрушка или макет, бубенцы.
Ход.
(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи колокольчика).
Воспитатель:
Колокольчик мой звени,
Всех детей в кружок зови.
Ребята, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но наши сегодняшние игры пройдут в необычной обстановке, ведь в них примут участие ваши родители и близкие. Я приглашаю близких присоединиться к нашему кругу, чтобы мы все поприветствовали друг друга.
Игра «Давайте поздороваемся».
(Дети и родители по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом).
Воспитатель: Передвигаемся по комнате и слушаем мою инструкцию.
Один хлопок - здороваемся за руку.
Два хлопка - здороваемся плечиками.
Три хлопка - здороваемся спинками.
(Участники играют в игру)
Этап 1.
Воспитатель: Для начала мне бы хотелось рассказать Вам о том, что семьи у русских людей традиционно были большие: было много детишек, девчонок и мальчишек. Каждый человек в семье выполнял какую-то работу. Поэтому в большой семье и жизнь ладилась, каждый свой вклад делал в общее счастье. Конечно, этот важный факт отразился и в культуре нашего народа. Например, есть такая игра «Как у дядюшки Трифона», в словах которой есть доказательство того, о чём мы сейчас говорили. Предлагаю вам всем принять участие в этой игре и самим во всём убедиться!
Дети и родители: Да, давайте сыграем!
(Дети и взрослые принимают участие в игре. Вначале по считалке выбирается игрок «Трифон». Если выбор падает на девочку, то произносятся следующие слова: «Как у тётушки» и называется имя девочки или мамы. Имя «Трифон» также можно заменить именем мальчика или папы, участвующего в игре. Водящий «Трифон» стоит в центре круга. Участники водят вокруг него хоровод и поют).
Как у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро, семеро,
Семь сыновей.
А мы не пили, не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом сделали вот так!
(Во время слов «разом сделали вот так», «Трифон» показывает какое-либо движение или позу, которую повторяют все игроки в кругу. Далее ведущий выбирает того, кто лучше всех повторил движение, это может быть как взрослый, так и ребёнок из круга. Этот игрок становится водящим).
Этап 2.
Воспитатель: Быт людей в давние времена был очень сложен. Приходилось вставать рано, чтобы сделать всю работу по хозяйству: покормить животных и птиц, прополоть грядки, натаскать воды в избу, приготовить еду и т. д. Кто рано не встал, тот день потерял и голодным остался. Об этом тоже есть игра под названием «Заря – зарница». Давайте и в неё поиграем.
(Один из игроков держит шест, с прикрепленными к вершине колесом с лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий, его предварительно выбирают считалкой. Он стоит вне круга. Детии взрослые идут по кругу и запевают следующую песню).
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь.
А беги, как огонь!
(Во время последних слов припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а проигравший становится водящим. Игра повторяется).
Воспитатель: Отличная игра получилась, многие из вас не пропустили зарю, были ловкими и быстрыми.
Этап 3.
Воспитатель: Каждая семья жила своим хозяйством. Люди не только ухаживали за скотом, но и выращивали овощи, фрукты, травы, ягоды и т. д. На огороде приходилось долго и упорно трудиться с ранней весны и до поздней осени, пока все плоды не были собраны, а земля не подготовлена к новым посадкам. Хороший урожай помогал семье оставаться сытой весь год. Сейчас мы поиграем в хороводную игру «Урожай», чтобы Карлсон запомнил этот факт.
В огород пойдем, урожай соберем. (Идут по кругу, взявшись за руки).
Мы морковки натаскаем (Таскают).
И картошки накопаем. (Копают).
Срежем мы кочан капусты, (Срезают).
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками – 3раза).
Щавеля нарвем немножко (Рвут).
И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки).
(Игра повторяется три раза с небольшим ускорением, темп задаёт педагог).
Воспитатель: У вас получился прекрасный хоровод, вы большие молодцы, показывали движения чётко и слаженно.
Этап 4.
Воспитатель: Я уже рассказывала вам, что в семьях было много детей. Так вот, ребятишки тоже выполняли работу по хозяйству. Скучать было некогда. Даже за животными присматривали, помогали родителям их содержать. Кстати, про это тоже есть игра. Давайте попробуем в неё сыграть.
(Участники берутся за руки, идут в хороводе и выполняют движения по тесту).
Стало жарко, словно в печке, замолчали птицы. (Все идут по кругу).
Мы телят погнали к речке – надо им напиться. (Идут по кругу, взмахивая, воображаемой хворостиной).
Шарик пестрый - пес дворовый, (Приседают).
Как на встречу бросится. (Прыжок в круг).
Разогнал телят пугливых, скачет, лает, носится. (Бегут по кругу).
Уж ходили мы, бродили по полям за стадом, (Идут по кругу).
Уж мы Шарика бранили так, что был не рад он. (Грозят пальцем).
(Игру можно повторить два раза).
Воспитатель: Как хорошо у вас получилось, вы так дружно играете вместе с родителями!
Этап 5.
Воспитатель: Конечно, наши предки находили время и на веселье, и на отдых. Очень любили танцевать в хороводе. Ведь круг – это символ единства и сплочённости. Сейчас мы тоже с вами попляшем. Во время слов игры будем передавать по кругу балалайку очень быстро. На ком остановятся слова, тот и танцует с традиционным музыкальным инструментом наших предков. Все остальные тоже хлопают в ладоши и пританцовывают. (На последних словах педагог включает мелодию, которую играют на балалайке. Ребёнок с балалайкой исполняет задорный танец).
На зеленой на лужайке заиграла балалайка.
Заиграла дудочка, дудочка -погудочка.
В сарафане красненьком заплясала Настенька.
(Дети с родителями играют в игру).
Воспитатель: Как приятно наблюдать, как вы, ребята, играете вместе со своими родителями, узнаёте что-то новое. И танец у каждого получился очень активный и необычный! Отличная работа!
Этап 6.
Воспитатель: Одной из самых любимых игр была игра «Бубенцы». Давайте и мы попробуем в неё поиграть, вдруг, вам понравится?
Дети: Да, давайте попробуем!
(Участники встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцами, другой - с завязанными глазами. Все участники говорят слова и водят хоровод).
Трынцы - брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
(После этих слов игрок с завязанными глазами ловит убегающего игрока с бубенцами. А тот должен подавать знаки звуком, где он находится. Игрок не должен выбегать за круг. Игра повторяется несколько раз).
Воспитатель: Какая забавная игра у нас получилась! Вы хорошо справились! И родители нам прекрасно помогли.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какая игра сегодня вам показалась самой интересной? А какая вызвала сложности? (Участники делятся впечатлениями. Педагог внимательно выслушивает как детей, так и взрослых, которые хотят высказаться). Уважаемые участники, если вам понравилось занятие, пожалуйста, покажите три пальца. Если не понравилось, то один. Если что-то было интересным, а что-то нет, то два пальца. (Участники реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас предлагаю немного отдохнуть и проводить родителей.
(Далее родители прощаются с детьми, дети провожают их до раздевалки. Педагог обменивается впечатлениями от совместной деятельности, как с детьми, так и с родителями).
Список использованных ресурсов:
1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (5-6 лет) / Л. В. Абрамова. - М. : Мозаика-Синтез, 2020.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.