Наталья Черникова
Игра в воспитании экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства. Это главные задачи воспитания и образования в период дошкольного детства.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Экологическое воспитание-это процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к объектам природы, которое проявляется с разных сторон: как интеллектуальное самосознание, эмоциональное состояние и действенный компонент. Именно это сочетание характеризует нравственную позицию ребёнка. И увидеть это можно в поведении ребёнка, через его поступки по отношению к миру природы.
Осознанно правильное отношение к природе у детей строится на основе умения видеть и замечать красоту окружающей природы, понятий о связи растений и животных с внешними условиями, которые оказывают воздействие на них, о зависимости живых организмов от воздействия факторов внешней среды, деятельности людей.
В детском саду осуществлять экологическое воспитание дошкольников можно, руководствуясь методами, которые позволяют продемонстрировать детям приспособленность растений и животных к среде обитания, результаты воздействия человека на природные объекты. Среди таких методов можно выделить наблюдение, труд в природе, опытническую деятельность. Активно в этих целях можно использовать, как метод, игру. Игра в дошкольном возрасте-основной вид деятельности детей. Важное место в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста занимают игры с природным содержанием, они строятся на основе знаний детей в области экологического воспитания.
На основе событий, которые происходят в жизни детей, например, посещение зоопарка, циркового представления, поход в лес, поездка в деревню к бабушке, развивается замысел во время сюжетно-ролевых игр природного содержания. Взрослые должны создать условия для организации таких игр. Можно внести в развивающую среду макеты природных зон, ширмы, пополнить атрибутами уголок ряженья.
В работе с детьми можно использовать дидактические игры природоведческого содержания, например, лото, модели строения растений, животных, разрезные картинки, кубики с изображением грибов, ягод, фруктов, овощей и т. д. Можно использовать игры, направленные на тактильное восприятие, например, овощей и фруктов, вкусовые ощущения, когда по вкусу надо отгадать, какой это фрукт или овощ.
Можно использовать словесные дидактические игры, например: «Когда это бывает?», «Назови, что в природе бывает круглым, жёлтым и т. д.», «Назови одним словом», «Что это такое?» Словесные игры не требуют особых условий и дополнительных материалов. Здесь главную функцию будут выполнять речь и мыслительная деятельность. Очень хорошо для таких игр подходит игра-описание, когда взрослый описывает предмет, но не называет его. Можно предложить ребёнку самому придумать загадку-описание предмета. Он должен выделить характерные особенности задуманного природного объекта, например, овоща, фрукта, уметь анализировать, обобщать. Использовать такие игры можно с ребёнком вечером или по дороге в детский сад, во время прогулки.
Можно организовывать игры с природным материалом. Во время прогулки можно предложить детям собрать листья, семена растений, веточки, шишки, жёлуди. Природный материал можно использовать в художественном творчестве. Поделки, созданные из природного материала можно использовать при драматизации сказок, во время творческих игр. Такие игры направлены на развитие речи, творческого воображения детей.
В плане пропаганды экологических знаний детям можно организовать работу родителей в данном направлении, вовлечь их в образовательный процесс, действовать вместе.