Лариса Озерова
Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников
Выполнила: воспитатель
Тогучинского детского сада №1
Озерова Л. А.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
Публикация «Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Игра
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игровые технологии
Игровые технологии– являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводиться на новый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игровым технологиям принадлежит особая роль в развитии элементарных математических представлений.
Благодаря им удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике.
Игры по формированию математических представлений
- Дидактические игры
- Познавательные и развивающие игры
- Математические загадки и стихи
- Математические сказки
- Логические игры
- Занимательные задачи
- Сюжетно-ролевые игры
- Подвижные игры
- Физкультминутки
Дидактическая игра
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1 игры с цифрами и числами (игра «Какой цифры не стало», «Сколько», «Назови соседей»)
2 игры путешествия во времени (дни недели, месяца по счету)
3 игры на ориентирование в пространстве (игра «Путешествие по комнате»)
4 игры с геометрическими фигурами
5 игры на логическое мышление (игра «Чем отличается»)
Познавательные и развивающие игры
Основной формой организации работы в ДОУ являются познавательные и развивающие игры, способствующие овладением математическими представлениями, которые будет эффективными и результативными только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.
1 Счетные палочки
2 Логические блоки Дьенеша
3 Игры с Палочками Кюизенера
4 Квадрат Воскобовича
5 Развивающая головоломка
Логические Блоки Дьенеша
Золтан Дьенеш – это венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не только интересной наукой и далекой от творчества.
Блоки Дьенеша помогают детям дошкольного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия.
Цветные Счетные палочки Кюизенера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета».
Квадрат Воскобовича
Воскобовича В. В- инженер физик, один из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр
«Квадрат Воскобовича» - это квадрат размером - 14.5*14.5см, состоящий из тканевой основы, на которую с двух сторон наклеены цветные треугольники.
Развивающая игра Воскобовича Геоконт это пособия знакомить детей геометрическими понятиями, учить логически мыслить, развивают мелкую моторику рук помогает изучать цвета, величины и формы. Ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходство и различия между рисунками.
Логические игры
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желанию и умению учиться.
1 Танграм
2 Колумбово яйцо
3 Монгольская игра
Монгольская игра
«Монгольская игра» - одна из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.
Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей. Формирует представлений о форме и размере. Развивает операции мышления: анализ и синтез. Игра способствует развитию творчества, смекалки и сообразительности. Учит сравнивать. Тренирует наблюдательность. Способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности.
Головоломка представляет собой квадрат,разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.
Колумбово яйцо
Геометрическая головоломка «Колумбово яйцо» - это игра-конструктор для детей, которая способствует развитию логического мышления, памяти, усидчивости, сенсорных и творческих способностей.
Игра «Колумбово яйцо» имеет в своём составе 10 частей:
четыре треугольника (два больших и два маленьких);
две фигуры, похожие на трапецию, с закруглённой одной стороной;
две больших и две маленьких фигуры, похожие на треугольник, с закруглённой стороной.
Танграм
Танграм — это древняя китайская головоломка. Задача игры складывать фигуры из представленных элементов.
Игра состоит из 7 частей: двух больших треугольников, одного среднего треугольника, двух маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма.
Счетные палочки
1 Счетные палочки развивают моторику пальчиков
2 полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
3 формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу;
4 работа требует внимания, конструкторского мышления, воображения
5 изучаеют цвет;
6 и, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике: счету, знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия
Математические загадки и стихи
В своей работе использую загадки и стихи математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Математические сказки
Ведущим в работе с детьми является метод творческо-поискового характера (решение проблемных ситуаций). Так же активно использую математические сказки. Вживаясь в события сказки, у детей повышается познавательная активность (они стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее). Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.
Занимательные задачи
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Сюжетно-ролевые игры
При организации сюжетно-ролевых игр обращаю внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов.
Подвижные игры
Большую роль в развитии математических способностей играют подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы.
Физкультминутки
Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений. Например: Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов. Мы подпрыгнем столько раз Сколько бабочек у нас. Сколько точек будет в круге Столько раз поднимем руки. Сколько шариков у нас, Столько и подпрыгнем раз.
Конструктивно-модельная деятельность
Пришла к выводу, что используя конструктивно-модельную деятельность в развитие математических способностей, я могу в своей воспитательной работе развивать и формировать следующие умения и навыки:
• Сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
• Первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);
• Высшие психические функции (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);
• Ориентировку в пространстве и на плоскости;
• Тренировку пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
• Сплочение детского коллектива, формирование чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Робототехника
Основной акцент формирование математических представлений детей здесь идет через работу по алгоритму. Развиваются умения выбирать и отсчитывать предметы из большого количества деталей по образцу и количеству; определять направление присоединения деталей. Закрепляются повторно цвет, форма, размер деталей, пространственная ориентировка (слева, справа, вверху, внизу, формируются представления о симметрии).
Математическое развлечение
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.
Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Вывод
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.