Оксана Васильева
Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями
Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников. Как развивать логическое мышление ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в то же время эффективно? Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей, формирует навыки работы с информацией. Предлагаю рассмотреть метод развивающей технологии «Кроссенс». «Кроссенс» эффективно способствует формированию этих умений именно в дошкольном возрасте, когда дети размышляют не шаблонно.
Публикация «Применение технологии кроссенс „Эмоции“ в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Кроссенс «Эмоции». Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему.
Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т. д., а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т. д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.
Эмоции оказывают большое влияние на особенности общения и деятельности дошкольника, развитие межличностных взаимопониманий.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся: радость, грусть, страх, гнев, обида, удивление. Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций. Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать, как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор: жестов, мимики, действий. Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человека. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.
Целью технологии кроссенс «Эмоции» является: расширение представлений детей о роли эмоций в жизни людей, создание условий для максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задача: исследовать и оценить отношение ребенка к эмоциональным проявлениям героев, изображенных на картинках. Центральная картинка объединяет все эмоции.
Детская эмоция – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, самому себе и связанных с удовлетворением потребностей. Эмоции сопровождают любое проявление активности личности и являются главным механизмом регуляции деятельности.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций детьми — достаточно сложное задание. Чем лучше ребёнок знает, какие бывают эмоции, умеет их распознавать и передавать, тем точнее он поймёт состояние другого человека и отреагирует на него.
Я предлагаю вам, дорогие коллеги, изготовить несколько наборов карточек по теме «Эмоции».
Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
Пробуем положить пиктограмму в другое поле, нарушается смысл.
Перекладываем карточку.
Картинки, то есть изображения – это образы.
Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.
Технологию КРОССЕНС необходимо адаптировать для детей старшего возраста с ментальными нарушениями, т. к. проблема использования технологии состоит в том, что у ребенка 5-7 лет практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. У некоторых детей нет эмоционального отклика на боль друга, на прочитанный рассказ, рисунок и т. д. Детям с нарушениями в развитии свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребенка часто совсем не возникает.
Адаптацию развивающей технологии для дошкольников, возможно, осуществлять по следующим направлениям:
-определение темы педагог создает и решает с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей.
На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;
-направление решения кроссенса: КРОССЕНС можно решать в любом направлении, т. е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако, у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала.
Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинки в таблице к другой по часовой стрелке).
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле.
Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Задача разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Решить кроссенс "эмоции" – это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате.
Алгоритм создания кроссенса для дошкольников:
1. Определение тематики, общей идеи.
2. Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.
3. Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
8. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений.
Показываем эмоцию.
Ребенок озвучивает всю цепочку, выложенную на поле.
Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!