Ирина Мазина
Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф.).
В основу ознакомления детей с родным Нижегородским краем был положен проектный метод (или метод проектов). Ознакомление с каждым новым объектом начинается с постановки проблемы (1 этап, затем идет работа над проектом
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
(2 этап, включающий самостоятельный поиск информации детьми (совместно с родителями и воспитателями) и заканчивается презентацией (3 этап).
Существенным моментом в работе над проектом является постановка новой проблемы (4 этап, когда в «Волшебный сундучок» наряду с известными предметами (или фотографиями) кладутся незнакомые, и перед детьми ставится новая задача – узнать, собрав дополнительную информацию. Таким образом, осуществляется стратегия психического развития ребё нка: «ясные, определённые знания» превращаются в «неясные проблемные» (Н. Н. Поддьяков). Неясное знание – это мощный стимулятор психической активности детей, в этом суть саморазвития ребёнка.
В соответствии с этим методом нами были разработаны проекты : «Районы города», «Нижегородская ярмарка», «Тайны Нижегородского кремля», «Путешествие по святым местам Нижнего Новгорода», «Нижегородские промыслы», «Затерявшийся почтовый ящик» (музеи, «Прогулка в лес» (заповедные места). Каждый проект содержит серию занятий, включающих 5 этапов (см. таблицу).
Особое место в системе работы занимает проект «Заповедные места Нижегородского края», который состоит из 4-х занятий. Работая над этим проектом, дети познают экологические нормы и правила поведения в природе.
Некоторые проекты рассчитаны на значительный отрезок времени (2-3 месяца и более). Например, проект «Районы города» может быть начат в сентябре месяце, а завершиться в мае – презентацией.
Проектный метод, используемый в работе с детьми подготовительной группы, предполагает развитие у ребенка таких важных качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать свою поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.
Технология проектной деятельности представлена в таблице.
Технология проектной деятельности по ознакомлению с окружающим
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап
Постановка проблемы 1. Формулирует проблему (цель).
(При постановке цели определяется и продукт проекта).
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Уточняет проблему и формулирует задачи.
1. Входят в проблему.
2. Вживаются в игровую ситуацию.
3. Принимают задачи.
2 этап
Обсуждение проблемы – принятие задач 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность.
(Найти решение задачи путем экспериментирования, моделирования) 4. Планируют деятельность.
5. Объединяются в рабочие группы (если есть необходимость).
6. Распределяют обязанности.
3 этап
Работа над проектом 7. Организует работу над проектом
( поэтапно: направляет на поиск решений, экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую). Практическая помощь (по необходи-мости).
7. .Ищут решение задачи.
8. Совместно составляют схему этапа. По ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае необходимости).
9. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.
4 этап
Презентация
9. Подготовка к презентации.
Презентация. 10. Продукт деятельности готовят к презентации.
11. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
5 этап
Постановка новой проблемы
10. Создаёт ситуацию необходимости поиска новой информации. 12. Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.