Виктория Багрова
Развитие устной речи детей 4–5 лет с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
СЛ. 1. Я хочу рассказать вам о развитии устной речи детей 4 – 5 лет посредством дидактических игр.
СЛ. 2. Игра в дошкольном возрасте является ведущей формой деятельности детей и основным средством для всестороннего развития ребенка. В каждом виде игры решаются определенные педагогические задачи.
Публикация «Развитие устной речи детей 4–5 лет с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
СЛ. 3. Например, дидактические игры способствуют развитию умственной деятельности и формированию речи. Дети в процессе игры получают новые знания, расширяют свой кругозор и одновременно развивают все компоненты устной речи через игровую деятельность.
СЛ. 4. Умственное воспитание детей предусматривает развитие, как мышления, так и речи. Мышление и речь – двуединый процесс, обе стороны которого тесно взаимосвязаны и, развиваясь, дополняют друг друга. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И наоборот - четкость речи делает более понятной высказанную мысль. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуются умения анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
СЛ. 5. Одним из видов дидактических игр являются игры для развития фонематического слуха детей. Прежде чем играть в звуковые игры, нужно подготовить артикуляционный аппарат ребенка.
СЛ. 6. Артикуляционная гимнастика необходима всем детям, как с целью профилактики нарушений звукопроизношения, так и с целью развития артикуляционного аппарата. Эти упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от уровня развития его звукопроизношения.
СЛ. 7. В своей работе я систематически рекомендую взрослым играть с детьми в дидактические игры, делаю подборку игр для развития словарного запаса и звукопроизношения.
СЛ. 8. Сейчас я хочу представить вашему вниманию игры, которые я использую в своей работе.
СЛ. 9. Игра «Кто - что ест?»
Нужно назвать (выбрать) животных из предложенных, название которого начинается на звук с, п, м, з, о, к, б. Далее сказать, что они едят. Ребенок прикрепляет пару животное-еда к сектору круга прищепкой. В конце игры ребята вспоминают, что ест каждое из животных, и где они обитают, как человек о них заботится (по желанию). В самой игре мы развиваем умение различать понятия «Домашние» и «Дикие» животные.
СЛ. 10. Игра «Угадай, чей домик?»
Воспитатель (родитель) кладет картинку и просит ребенка назвать, кто это - животное, насекомое или птица. Далее ребенок называет, что это за птица, животное или насекомое. Потом ребенок определяет и называет, где кто живет и совмещает картинки. В конце игры происходит рефлексия, дети определяют, где животные, где насекомые или птицы.
СЛ. 11. В данных играх мы развиваем слуховое восприятие и фразовую речь, закрепляем умение использовать в речи простые распространенные предложения, употреблять в речи существительные в именительном, винительном падежах единственного числа, воспитываем бережное отношение к природе.
СЛ. 12. Следующая игра «Антонимы»
Карточки в этой игре делятся на две стопки, в каждой из которых должно быть по карточке 1 пары антонимов. Ведущий берет себе одну стопку, а остальные раздаются между участниками поровну. Ведущий достает из своей стопки по одной карточке и называет слово – изображенный предмет на карточке, показывая картинку участникам игры. Тот из игроков, который считает, что это карточка подходит к одной из его карточек, называет слово противоположенное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку. Если мнение игрока не верно, игроки продолжают искать подходящую карточку.
Это игра поможет детям научиться правильно употреблять в речи слова с противоположенным значением и понимать значения выражений со словами антонимами.
С. Л. 13. Игра «Составь рассказ по картинкам». (или «Сказочник»)
Цель игры: развитие речи, словесно-логического мышления. Материал: карточки с изображением. Инструкция: - взрослый дает ребенку все карточки и говорит: «Рассмотри внимательно эти картинки и разложи их по порядку так, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Для этого нужно понять, что было сначала (эта картинка станет первой, что было потом и чем вся эта история закончилась (это покажет последняя картинка в ряду). Будь очень внимателен к деталям рисунка, они подсказывают правильное решение». С. Л. 14 Взрослый в конце упражнения обязательно спрашивает у ребенка, кажется ли ему сюжет смешным или странным и что именно кажется таким. В 4 года можно брать 3 - 4 картинки, постепенно увеличивая их количество и усложняя сюжет.
СЛ. 15 Детям нравится играть в игры, которые они изготавливают совместно с родителями, воспитателем. Дети бережнее к ним относятся, с большей увлеченностью в них играют. Дидактические игры способствуют развитию монологической и диалогической речи, что благоприятно влияет на социализацию детей 4 – 5 лет.