Марина Ткачёва
Театрализованная деятельность как эффективное средство коррекции устной речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Обоснование актуальности проблемы Онтогенетическое изучение детской речи показывает ее огромную роль в психическом развитии ребенка, поскольку формирование мышления, становление личности тесно связаны с появлением и совершенствованием речевой деятельности. Несвоевременное или искаженное развитие речи препятствует формированию полноценного речевого общения и приводит к социальной дезадаптации различной степени выраженности. В связи с этим становится понятным то особое значение, которое исследователи различных специальностей придают изучению речи при различных формах ее нарушения.
Публикация «Театрализованная деятельность как эффективное средство коррекции устной речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речевые нарушения, характеризуются различными симптомокомплексами и в ряде случаев с невысокой эффективностью лечения. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2 - 6 лет) они нередко искажает психическое развитие ребенка, ограничивает его коммуникативные возможности, препятствует развитию многих личностных характеристик (Левина Р. Е., Флоренская Ю. А., Белякова Л. И., Дьякова Е. А., Pay Е. Ю., Селиверстов В. И.). В связи с этим, в общей проблеме речевых нарушений особое место занимает дошкольный возраст. Всестороннее изучение проблемы у дошкольников является важным и необходимым, так как в дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития и можно наиболее результативно проводить логопедическую работу с детьми, имеющими речевую патологию,охватывающую все компоненты речевой системы.
В логопедической практике с дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка - игра.
Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. (Волкова Г. А., Селиверстов В. И. и др.). В игре дети осваивают социальный опыт межчеловеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различного характера взаимодействующие коллективы. (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В.).
Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребенка логопата. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют широкие возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра помогает избежать неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогает чередовать виды речевой работы. (Волкова Г. А.)
Углубленное изучение такого вида игровой деятельности как игра-драматизация до настоящего времени является актуальной проблемой теории и практики логопедии так как существующие методики по коррекции речевых нарушений не всегда приводят к положительным результатам по причине отсутствия интереса детей к логопедическим занятиям. Игры-драматизации в целом гармонизируют эмоционально-волевую и личностную сферы детей дошкольного возраста с речевой патологией и предоставляют широкие возможности для осуществления целенаправленной психотерапии.
Предмет исследования: влияние игры-драматизации на устную речь и игровую активность детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Цель исследования: подобрать цикл занятий с использованием игр – драматизаций для формирования устной речи и игровой активности детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Задачи исследования:
1) анализ литературы по проблеме устранения речевых нарушений у дошкольников в игровых ситуациях;
2) выявление особенностей речи детей имеющих речевую патологию;
3) описать значение игры в развитии дошкольников;
4) подбор игр и упражнений для коррекции устной речи и повышению игровой активности;
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование игр-драматизаций в системе способствует повышению игровой активности и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
2. Теоретический анализ по проблеме влияния игр – драматизаций на устную речь и игровую активность детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В существующей организации работы коррекционных групп для детей с нарушениями речи можно заметить следующие противоречия : с одной стороны, занятия с логопедом (групповые и индивидуальные, коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы и общепризнанны, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Таким образом, детям требуется действенная мотивация к занятиям по исправлению своих речевых недостатков.
Для выявления мотивации на занятиях по исправлению речевых дефектов и понимания средств достижения чистой и правильной речи были составлены интервью для детей и анкета для родителей. Результаты проведенного обследования показали непонимание детьми цели и средств коррекционных логопедических занятий. Как правило, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали». Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «хочу уметь». В этом случае занятия являются не средством достижения какой – то другой цели («чтобы не ругали», а целью деятельности ребенка. Результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.
И занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания, и сроить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к драмопедагогике и выбрали социально – игровой стиль педагогической деятельности, потому что коррекционно – развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя пользуются далеко не полно. Так, А. Н. Граборов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание. Способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как обучение самообслуживанию, чтению, математике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомима и жест (при исполнении песен, чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов).
Исходя из выше сказанного, огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театрализованная деятельность. Ведь актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связанной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
К сожалению, специальной литературы для дошкольников с речевыми нарушениями нет, поэтому, в соответствии с их речевыми нарушениями, мы постарались сами систематизировать материалы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы, картины и т. д. тем самым мы создали систему работы, которая не предполагает развития профессиональных актерских умений.