Ольга Кондратова
Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребенка закономерно связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Публикация «Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию воспитателем и логопедом. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.
Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
В начале целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много; мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков.
В ходе дидактических игр воспитатель развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы.
Дидактические игры проводятся как со всей группой,так и с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом», участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т, д.
С дидактическими игрушками дети могут играть индивидуально или коллективно.
Также большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-мальчик», В такие игры играют обычно 2—3 ребенка.
Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки, в этих играх также участвуют несколько детей.
Большинство дидактических игр воспитатель проводит со всей группой детей в форме занятия.
Игру и обучение надо сочетать так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Решающая роль в этом принадлежит эмоциональности поведения воспитателя и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям. Когда он что-то объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте.
Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Они занимаются охотно, с интересом, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний и умений. Живость поведения, выразительность речи воспитателя усиливают также впечатления от новых и ярких игрушек или других предметов, которые используются на занятиях.
Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятия с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.
Как известно, дети начинают знакомиться с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его, на прогулке организует показ грузовой машины, в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Проводятся специальные занятия, на которых дети смотрят, как взрослый гладит белье (куклы) или чинит детские игрушки. Все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом. Ему говорят: «Это флажок, чашка, кубик, домик и т. д.», называют действия: «Беру утюг, глажу рубашечку». Когда воспитатель называет предмет, его качество или действие с ним, ребенок получает не только зрительное впечатления, но и улавливает на слух словесное обозначение этих впечатлений.
Занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения, оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.
С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине). Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками.
Пример игры на занятии по развитию речи.
Игра «Купание куклы».
Цели: ознакомление детей со словами и словосочетаниями (или уточнить их значение) : купать, раздеть, снять (платье, намылить, вымыть, вытереть (живот, голову, спину);
- обучение детей предметным действиям, выполнению их в определенной последовательности;
- активизирование имеющегося словаря;
Методические приемы: сопровождение всех действий с куклой речью взрослого, многократное употребление новых слов и словосочетаний в различных грамматических формах и синтаксических связях, варианты построения предложений, вопросы к детям.
Ход игры:
Все необходимое для купания куклы следует приготовить заранее. Затем воспитатель предлагает детям сесть за стол и обращается к ним со словами: «Дети, сегодня мы будем купать нашу куклу Катю. Я приготовила стул (ставит стул, ванночку, воду, мочалку, простынку. (Воспитатель говорит медленно и четко, указывая на называемые предметы.) Сейчас Настя приготовит постельку для Кати». Ребенок подходит к кровати, а воспитатель говорит: «Вот Настя сняла покрывало» — и девочка снимает покрывало. Далее он продолжает: «Сложила его аккуратно и повесила на стул.
Затем воспитатель привлекает внимание детей к кукле : «Посмотрите, дети, как радуется Катя! Она видит водичку. Ей очень хочется купаться! Сейчас мы разденем Катю. Снимем всю одежду: и платье снимем, и трусики снимем, и рубашечку снимем. Мамы всегда раздевают детей перед купанием». Воспитатель приглашает детей по одному помогать раздеть куклу. Свои действия и действия детей он сопровождает речью: «Что мы сначала снимем? Дети отвечают: «Платье».— «Правильно, платье сняли. Теперь нужно повесить платье на стул. Потом снимаем трусики (колготки, рубашечку, маечку) (в зависимости от того, во что одета кукла).
Воспитатель продолжает: «Вот и раздели нашу Катю. Все сняли: и платье, и рубашечку, и трусики. Можно купать Катю».
Подготовленную воду (горячую и холодную) воспитатель наливает в ванночку, сопровождая действия речью: «Я наливаю горячую воду,
Ой-ой, какая горячая вода! Катя будет плакать. Дети, как она будет плакать?» «У-у-у-у», — отвечают дети. «Надо налить холодной воды. Я наливаю холодную воду. Теперь вода стала теплая. Наша Катя не будет плакать. И не простудится. Потрогайте, дети, какая теплая водичка в ванночке». Дети опускают пальцы в воду. Если кто-то из детей не делает этого, настаивать не следует. «Какая вода в ванночке?»— спрашивает воспитатель. «Теплая». — «Можно купать Катеньку?'»— «Да (можно)». Затем воспитатель обращается к кукле: «Иди, Катенька, купаться». А потом и к детям: «Давайте вместе позовем Катю: иди купаться, Катя!» Дети непроизвольно зовут, кто как может. А воспитатель продолжает: «Садись в водичку, Катя. Вода теплая. Скажите Катеньке, какая водичка». — «Теплая». — «Это у меня мыло, Катя. Сейчас мы намылим голову. Вот так. Что мы намыливаем?» — «Голову». — «И вымоем волосы. Вот так мы вымоем голову. (Воспитатель просит детей подержать куклу, помыть ей руки (ноги, полить водой.) И лицо тоже вымоем: носик вымоем, уши вымоем — все вымоем. Что я мыла Кате?» — «Уши, нос, рот». После этого воспитатель повторяет названные детьми слова, но уже в предложениях или словосочетаниях. Например, он опрашивает: «Что я мыла Кате?» — «Рот». — «Правильно, рот я мыла Кате. А что еще?» — «Щеки». — «Да, и щеки мыла. А кто мне помогал?» — Саша».
«Теперь возьмем мочалку, намылим ее. Вымоем тело, спину вымоем, грудь вымоем, животик вымоем, руки вымоем и ноги вымоем — все вымоем». Воспитатель делает паузы, чтобы его речь совпадала с действиями. Когда все действия с куклой выполнены, воспитатель спрашивает детей : «Что я мыла, дети?» После вопроса воспитатель показывает еще раз, как моют спину, живот и т. д., облегчая тем самым поиск нужного слова.
«Теперь надо смыть мыло. Таня, помоги мне. Возьми лейку. Поливай из лейки. Сначала полей на головку. И на лицо полей. Теперь полей на спину. И на животик. Полей на руки и на ноги. Смыли мыло. Чистая Катя. Вот и выкупали Катю. Она стала чистая и румяная. Надо вытереть ее скорее, чтобы не замерзла Катя. Чтобы не простудилась наша Катенька. Настя, помоги мне вытереть Катю». Воспитатель вытирает куклу полотенцем, приговаривая: «Головку вытрем полотенцем. И лицо вытрем. Глазки тоже надо вытереть. И щеки, и уши. Что мы вытерли?» Дети отвечают однословно, а воспитатель как бы повторяет их слова, но уже в словосочетании или предложении: «Голову вытерли, лицо вытерли, и рот вытерли, и щеки. Все вытерли. Теперь я вытираю руки. А Настя держит Катю. Что я вытираю?» — «Спину, грудь, живот, ноги, руки». — «Заверну Катеньку в простынку и положу в кроватку. Спи, Катенька, а мы пойдем гулять. Скажите Кате, дети: спи, спи, Катя!» — «Спи, спи!» И дети уходят.
Подобные занятия следует строить таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали формированию внимания к речи, а также, актуализировали имеющиеся у детей речевые средства. Важно на первых занятиях создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.
Дидактические игры должны быть направлены на овладение предметными действиями. Как правило, после таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Поэтому с куклой можно провести целую серию игр, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем».