Оксана Соснина
Презентация профессионального опыта «Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация профессионального оп
ыта[/u]
Тема моего опыта работы звучит так:
«Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе».
На современном этапе развития общества остро стоит проблема духовно развитой личности и проблема эстетического воспитания. Ведь развитие эстетического воспитания – сложная психолого-педагогическая проблема, основывающаяся на теоретическом положении о человеке как высшей ценности общества; о социальной сущности личности. Актуальность данной проблемы возрастает в условиях преобразования нашего общества.
Публикация «Презентация профессионального опыта „Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Эта проблема стала актуальна и для нашего д/сада. Если рассматривать показатели эстетической воспитанности детей, включая в себя: наличие эстетических потребностей, чувств, идеалов, сформированность эстетических знаний, умений, развитость вкуса, способностей, то они не на должном уровне.
Я стала искать ответ на вопрос: «возможно ли создание пед. условий, которые бы, обеспечивали положительную динамику процесса эстетического воспитания личности ребёнка в большей степени. И самое главное понять, каковы пути эст-го воздействия на дошкольников посредством ознакомления детей с художественной литературой».
Ведь литературное творчество даёт возможность материализовать прекрасное через художественный образ, на основе которого выстраиваются ассоциации между знакомым и незнакомым, между близким и далёким, между бытиём и нашим представлением о нём. Понимание красоты и глубины содержания художественного образа ведёт к развитию у детей не только понимания, но и чувство прекрасного, которое проявляется и в оценке окружающего мира. Именно это чувство даёт возможность возвыситься до степени художественного вкуса. Всего этого так не хватает нашим детям.
Изучив работы философов, психологов, педагогов по данной теме и в ходе этого изучения я выявила принципы организации процесса эстетического воспитания. На мой взгляд, процесс эстетического воспитания должен быть отражён в характеристике следующих принципов: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлечённости дошкольников в активную эстетическую деятельность с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей.
По результатам анкетирования коллег – воспитателей, я выявила, что основная часть работает в традиционной системе, используя традиционные формы работы.
Для выявления исходного уровня эстетического воспитания в семье, где закладываются основы эстетического сознания, провела анкетирование родителей. Неожиданным в анкетах оказалось то, что практически только единицы родителей увидели возможность такого бесценного и «не дорогого» источника обогащения внутреннего мира ребёнка, как чтения книг. Среди перечисленных родителями писателей, творчество наших земляков осталось совсем незамеченным. Таким образом я выявляла пробелы в эстет. воспитании.
Констатирующий эксперимент, проведённый мною в группах, позволил определить исходный уровень развития эстетического воспитания у дошкольников. Исходя из полученных данных, высветилась проблема – неумение детей творчески выражать свои мысли.
В ходе проведенных исследований я исходила из того, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ребёнка, и поэтому вся моя работа сводилось к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Параллельно фиксировалась диагностика. Велась целенаправленная систематическая работа с родителями. И те рекомендации, которые были даны впоследствии родителям по активации эстетических впечатлений в семье, помогли способствовать позитивному формированию эстетического воспитания детей, кроме того было рекомендовано расширить возможность общения с природой.
Выявлены уровни динамики восприятия и понимания художественной литературы для детей старшего возраста. На их основе мною разработаны критерии состояния эстетического вкуса детей в восприятии искусства:
• Умение слушать;
• Анализировать произведения литературы с позиции художественного образа;
• Оценивать эстетическую функцию искусства, показателем которого является наслаждение;
• Способность создавать самостоятельную оценку;
• Способность к использованию накопленного эстетического опыта в своих суждениях.
Подводя итог, формулирую ответ на главный вопрос, что процесс эстетического воспитания будет более эффективным при сочетании традиционных технологий и соблюдении маршрута следующих путей:
• Если процесс эстетического воспитания ориентирован на выработку личностных эстетических оценок действительности и литературных произведений и строится с опорой на социальный опыт ребёнка;
Формы и методы эстетического воздействия на детей:
1. Беседы о нравственном облике, поступках героев в сравнении с реальными людьми;
2. «Примерка» роли героя на себя;
• Если в образовательный процесс включена система творческих задач, организующих эстетическую деятельность дошкольников с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
Формы и методы эстетического воздействия на детей:
Творческие задачи по игре:
- Представь, что ты… (герой произведения)
-Ты писатель;
- Ты актёр;
- Ты режиссёр;
- Мы поэты.
Творческие задачи в изодеятельности:
- Иллюстрирование книг;
- Передать настроение сказки в рисунке;
- Изображение героев;
- Рисование сюжетов;
- Соотнесение иллюстраций к отрывкам произведений;
- Изготовление костюмов и атрибутов.
Творческие задачи в музыке:
- Танцы героев;
- Сочинением песен;
- Пантомимы;
- Игры - драматизации по произведениям;
- Настроение сказки через музыку.
Все творческие задачи по игре решаются в совместной деятельности с ребёнком.
Творческие задачи по взаимодействию с семьёй:
- Конкурс на лучшее издание книги;
- Сочинение стихов;
- Интервьюирование;
- Оформление сказочного словаря;
- Постановка спектаклей;
- Сочинение песен;
- Проведение творческих вечеров;
- Литературные КВНы;
- Поэтические викторины.
• Если ребёнок будет целенаправленно вовлекаться в решение коммуникативных задач, направленных на выработку созидательной позиции: «воспитатель – дошкольник – художественное произведение – жизнь».
Формы и методы эстетического воздействия на детей:
- Пример взрослого (как культурного читателя);
- Беседы, занятия направленные на воспитание потенциального читателя, воспринимающего красоту слова, умеющего извлечь из произведения пользу.
Таким образом, разработанные и практически апробированные в старшем возрасте пути эстетического воздействия способствуют положительной динамике развития каждого ребёнка. Эти пути помогают личностному росту самого воспитателя, благодаря включению ребёнка в активную творческую задачу на занятиях, изучая художественные литературные произведения, которые являются мощным условием организации как воспитательного, так и обучающего процесса.