Приложение МААМ

Презентация профессионального опыта «Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе»

Оксана Соснина
Презентация профессионального опыта «Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы

Презентация профессионального оп

ыта[/u]

Тема моего опыта работы звучит так:

«Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе».

На современном этапе развития общества остро стоит проблема духовно развитой личности и проблема эстетического воспитания. Ведь развитие эстетического воспитания – сложная психолого-педагогическая проблема, основывающаяся на теоретическом положении о человеке как высшей ценности общества; о социальной сущности личности. Актуальность данной проблемы возрастает в условиях преобразования нашего общества.

Публикация «Презентация профессионального опыта „Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе“» размещена в разделах

Эта проблема стала актуальна и для нашего д/сада. Если рассматривать показатели эстетической воспитанности детей, включая в себя: наличие эстетических потребностей, чувств, идеалов, сформированность эстетических знаний, умений, развитость вкуса, способностей, то они не на должном уровне.

Я стала искать ответ на вопрос: «возможно ли создание пед. условий, которые бы, обеспечивали положительную динамику процесса эстетического воспитания личности ребёнка в большей степени. И самое главное понять, каковы пути эст-го воздействия на дошкольников посредством ознакомления детей с художественной литературой».

Ведь литературное творчество даёт возможность материализовать прекрасное через художественный образ, на основе которого выстраиваются ассоциации между знакомым и незнакомым, между близким и далёким, между бытиём и нашим представлением о нём. Понимание красоты и глубины содержания художественного образа ведёт к развитию у детей не только понимания, но и чувство прекрасного, которое проявляется и в оценке окружающего мира. Именно это чувство даёт возможность возвыситься до степени художественного вкуса. Всего этого так не хватает нашим детям.

Изучив работы философов, психологов, педагогов по данной теме и в ходе этого изучения я выявила принципы организации процесса эстетического воспитания. На мой взгляд, процесс эстетического воспитания должен быть отражён в характеристике следующих принципов: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлечённости дошкольников в активную эстетическую деятельность с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей.

По результатам анкетирования коллег – воспитателей, я выявила, что основная часть работает в традиционной системе, используя традиционные формы работы.

Для выявления исходного уровня эстетического воспитания в семье, где закладываются основы эстетического сознания, провела анкетирование родителей. Неожиданным в анкетах оказалось то, что практически только единицы родителей увидели возможность такого бесценного и «не дорогого» источника обогащения внутреннего мира ребёнка, как чтения книг. Среди перечисленных родителями писателей, творчество наших земляков осталось совсем незамеченным. Таким образом я выявляла пробелы в эстет. воспитании.

Констатирующий эксперимент, проведённый мною в группах, позволил определить исходный уровень развития эстетического воспитания у дошкольников. Исходя из полученных данных, высветилась проблема – неумение детей творчески выражать свои мысли.

В ходе проведенных исследований я исходила из того, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ребёнка, и поэтому вся моя работа сводилось к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Параллельно фиксировалась диагностика. Велась целенаправленная систематическая работа с родителями. И те рекомендации, которые были даны впоследствии родителям по активации эстетических впечатлений в семье, помогли способствовать позитивному формированию эстетического воспитания детей, кроме того было рекомендовано расширить возможность общения с природой.

Выявлены уровни динамики восприятия и понимания художественной литературы для детей старшего возраста. На их основе мною разработаны критерии состояния эстетического вкуса детей в восприятии искусства:

• Умение слушать;

• Анализировать произведения литературы с позиции художественного образа;

• Оценивать эстетическую функцию искусства, показателем которого является наслаждение;

• Способность создавать самостоятельную оценку;

• Способность к использованию накопленного эстетического опыта в своих суждениях.

Подводя итог, формулирую ответ на главный вопрос, что процесс эстетического воспитания будет более эффективным при сочетании традиционных технологий и соблюдении маршрута следующих путей:

• Если процесс эстетического воспитания ориентирован на выработку личностных эстетических оценок действительности и литературных произведений и строится с опорой на социальный опыт ребёнка;

Формы и методы эстетического воздействия на детей:

1. Беседы о нравственном облике, поступках героев в сравнении с реальными людьми;

2. «Примерка» роли героя на себя;

• Если в образовательный процесс включена система творческих задач, организующих эстетическую деятельность дошкольников с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей;

Формы и методы эстетического воздействия на детей:

Творческие задачи по игре:

- Представь, что ты… (герой произведения)

-Ты писатель;

- Ты актёр;

- Ты режиссёр;

- Мы поэты.

Творческие задачи в изодеятельности:

- Иллюстрирование книг;

- Передать настроение сказки в рисунке;

- Изображение героев;

- Рисование сюжетов;

- Соотнесение иллюстраций к отрывкам произведений;

- Изготовление костюмов и атрибутов.

Творческие задачи в музыке:

- Танцы героев;

- Сочинением песен;

- Пантомимы;

- Игры - драматизации по произведениям;

- Настроение сказки через музыку.

Все творческие задачи по игре решаются в совместной деятельности с ребёнком.

Творческие задачи по взаимодействию с семьёй:

- Конкурс на лучшее издание книги;

- Сочинение стихов;

- Интервьюирование;

- Оформление сказочного словаря;

- Постановка спектаклей;

- Сочинение песен;

- Проведение творческих вечеров;

- Литературные КВНы;

- Поэтические викторины.

• Если ребёнок будет целенаправленно вовлекаться в решение коммуникативных задач, направленных на выработку созидательной позиции: «воспитатель – дошкольник – художественное произведение – жизнь».

Формы и методы эстетического воздействия на детей:

- Пример взрослого (как культурного читателя);

- Беседы, занятия направленные на воспитание потенциального читателя, воспринимающего красоту слова, умеющего извлечь из произведения пользу.

Таким образом, разработанные и практически апробированные в старшем возрасте пути эстетического воздействия способствуют положительной динамике развития каждого ребёнка. Эти пути помогают личностному росту самого воспитателя, благодаря включению ребёнка в активную творческую задачу на занятиях, изучая художественные литературные произведения, которые являются мощным условием организации как воспитательного, так и обучающего процесса.

Публикации по теме:

Развитие художественно-эстетического творчества на занятиях по рисованию и лепке в ДОУ Цель: создать условия для совершенствования работы по художественно-эстетическому творчеству,учить рисованию и изготовлению поделок и аппликаций.

Интеллектуальная игра для педагогов «Что? Где? Когда?» «Вопросы приобщения дошкольников к детской художественной литературе»Интеллектуальная игра для педагогов «Что? Где? Когда?» «Вопросы приобщения дошкольников к детской художественной литературе» Цель: обобщение знаний педагогов по вопросам приобщения детей к художественной литературе, повышение их профессионального уровня и активности.

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственной личности дошкольников на занятиях по познавательному развитию» Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование.

Планирование по художественной литературе Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого. Месяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели.

Приобщение детей к художественной литературе Цель: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению. заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес.

Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе» Актуальность проекта: Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение детей к художественной литературе. К сожалению,.

Проект «Вместе с книгой мы растем» по приобщению младших дошкольников к художественной литературе Ярославцева Н. П. МКОУ ШР «НШДС № 14» г. Шелехов ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ В сложившихся современных условиях книги почти лишились прежнего.

Разнообразные формы работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе и чтению Разнообразные формы работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе и чтению. Здравствуйте, коллеги! Хочу представить.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс воспитания предполагает.

Эссе «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла» Эссе на тему: «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно – эстетического цикла». «Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация профессионального опыта «Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 19:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация профессионального опыта «Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Соснина (УИ 30552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД