ЕЛЕНА МЕДВЕДЕВА
Эссе «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла»
▼ Скачать + Заказать документы
«Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно – эстетического цикла».
«Воспитатель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело».
Я часто вспоминаю эти слова А. П. Чехова, сказанные М. Горькому
Публикация «Эссе „Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла“» размещена в разделах
Артистизм воспитателя – это, прежде всего состояние души. Воспитатель никогда не отделён от собственного детства. Он сознательно должен возвращаться туда, где он сам был таким же, как и его малыши-воспитанники. Именно так он может поставить себя на их место. В нем истоки его духовности.
Те нравственные, эстетические, духовные и патриотические ценности, которые он приобрел в самые ранние годы жизни, нужны, чтобы сеять добрые зерна в душах подрастающего поколения.
Великий наш наставник Ушинский говорил:
«Только личность может воспитать личность!»
А это значит, что я сама должна быть образцом для подражания, самым добрым, гуманным человеком. Быть настойчивым и терпеливым, справедливым и чутким, мудрым и умелым, строгим и честным - это не каждому по плечу.
Да, труд воспитателя очень сложный и важный. Важный, оттого что воспитатель формирует гражданина государства. Значит, я в ответе за будущее моей Родины. Если я смогу заложить в своих воспитанниках добрые чувства, научить быть честными, отзывчивыми, милосердными, настоящими патриотами то Родина моя будет в надежных руках.
В настоящее время проблемы воспитания в России связаны с духовным кризисом, охватившим общество. В этой ситуации, наиболее незащищенными от негативных воздействий в силу несформированной мировозренческой позиции, оказались дети.
После рождения, ребенок попадает в конкретное культурно-историческое пространство, оказывающее значительное влияние на формирование ценностных приоритетов его картины мира. Осуществляя выбор ценностных ориентиров и способов взаимодействия с социокультурным окружением, он включается в культурную деятельность своего народа.
Воспитатель — это патриот своей Родины.
Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания.
Страна доверяет нам самое дорогое — свое будущее. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для формирования базовых национальных ценностей, так дошкольник доверяет взрослому, он эмоционально отзывчив, и искренен в своих чувствах.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Я считаю, что средства культуры и искусства являются важным и неотъемлемым звеном в формировании базовых национальных ценностей.
Приобщение детей к народному творчеству происходит через организацию продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Познавая народные промыслы, дети с удовольствием расписывают дымковскую лошадку, с интересом рассматривают хохломские ложки, задают волнующие их вопросы. Такие занятия помогают узнать детям об игрушке прошлого века, замечать, как умело люди мастерили и расписывали красивые и очень добрые по внешнему виду игрушки, которые радовали и детей, и взрослых. Ручной художественный труд является необходимым элементом национального воспитания маленьких детей.
Приобщение к культурным и национальным ценностям невозможно без освоения «языка эмоций». А освоение языка эмоций наиболее полно происходит средствами искусства на занятиях художественно – эстетического цикла.
Для осуществления поставленной цели я выбрала для себя программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханевой М. Д.
Приоритетными направлениями данной программы являются:
-Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
-Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
-Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
-Знакомство детей с народной декоративной росписью способно увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К. Д. Ушинский
Растут наши дети - новое поколение России, хозяева будущего. От них многое будет зависеть. А пока они еще только учатся, я считаю своей задачей - вырастить настоящего порядочного гражданина и достойного человека, любящего свою Родину не на словах, а на деле, приумножающего национальные ценности России.