Ольга Потапова
Интеллектуальная игра для педагогов «Что? Где? Когда?» «Вопросы приобщения дошкольников к детской художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний педагогов по вопросам приобщения детей к художественной литературе, повышение их профессионального уровня и активности.
План.
1. Выступление старшего воспитателя «Актуальность работы по приобщению детей к художественной литературе».
2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
3. Принятие решения.
Материал: игровой стол с волчком, конверты с вопросами, песочные часы (1 мин, черный ящик, музыкальный центр с аудиозаписями музыки к телеигре «Что? Где? Когда?», игрушка кот, листы бумаги, авторучки.
«Актуальность работы по приобщению детей к художественной литературе».
Темочки:
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Литературная деятельность
- Литературные викторины и конкурсы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Формирование у детей интереса и любви к книге, создание предпосылок воспитания грамотного читателя - тема очень актуальная на современном этапе. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми и просмотром телепередач. В связи с этим доля чтения в структуре свободного времени детей сократилась, а интерес к книге значительно упал.
Проблемами формирования интереса к книге у детей дошкольного возраста являются: ограничение круга детского чтения небольшим количеством художественных произведений и авторов, несогласованность работы дошкольных учреждений и семьи по формированию у детей устойчивого интереса к книге.
Постепенно исчезает и традиция семейного чтения. Современные родители в силу своей занятости или непонимания роли книг в жизни человека очень мало читают своим детям художественной литературы.
А между тем трудно переоценить значение художественных произведений как средства умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга расширяет кругозор ребенка, позволяет получить самую полную и разностороннюю информацию об окружающем мире, развивает память, приучает думать, анализировать, делать логические выводы, дает детям пример образцовой речи, знакомит с народной культурой.
Исходя из всего этого, воспитатель дошкольного учреждения должен стать самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения, который не только воплощает задачу приобщения детей к книге, но и консультирует родителей по вопросам семейного чтения.
Главной целью приобщения дошкольников к художественной литературе является формирование устойчивого интереса и любви к книге, создание предпосылок воспитания грамотного читателя.
Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.
В дошкольном учреждении общение детей с книгой происходит на специально организованных занятиях по развитию речи и чтению художественных произведений, а также в свободное время между разными видами деятельности или перед сном.
Но простого чтения книг явно недостаточно. С детьми нужно говорить о книге, о смысле прочитанного, помочь ребенку не только понять содержание художественного произведения, но и научиться анализировать поступки героев, увидеть богатство литературного языка.
В связи с этим в режиме дня группы выделяется определенное время для чтения, как правило, в вечерний отрезок времени.
Привыкание детей к книге начинается с самого раннего возраста еще в семье. Целенаправленная работа по развитию интереса к книге у дошкольников в детском саду осуществляется со второй младшей группы.
Одно и то же произведение прочитывается, рассказывается или прослушивается в аудиозаписи несколько раз. При этом воспитатель обязательно сообщает название произведения и его автора, не требуя этого от детей.
Также воспитатель учит детей правильно обращаться с книгой, показывает, как надо держать ее, перелистывать страницы, куда класть. О культуре обращения с книгой нужно постоянно напоминать малышам, чтобы выработать правильное поведение в процессе чтения.
Чтобы заинтересовать ребенка книгой, необходимо подбирать наиболее оптимальные приемы развития у детей интереса к художественной литературе.
Особое место уделяется установлению связей дошкольного учреждения с детской библиотекой и организации совместных «библиотечных» занятий для дошкольников.
Таким образом, работа по приобщению детей к художественной литературе – процесс длительный, непростой, но очень нужный.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Перед началом игры зачитываются Правила игры.
1. В игре принимают участие 2 команды – команда зрителей и команда Знатоков, состоящая из 6 игроков.
2. Знатоки за 1 минуту должны найти ответ на поставленный вопрос. Если Знатоки правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают очко.
3. Знатоки имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то Знатоки получают дополнительную минуту на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на один из следующих вопросов.
4. Знатоки играют во всех 6-ти секторах, расположенных на столе.
5. Какой вопрос будет задан Знатокам, определяет стрелка волчка.
6. Правильность ответа обсуждается зрителями, после чего Ведущий игры зачитывает правильный ответ.
7. В секторе «Блиц» необходимо дать ответы на вопросы в течение 1 минуты.
Чтобы собрать команду Знатоков из педагогов, предлагаю им отгадать загадки. Педагог, первым правильно отгадавший загадку, становится членом команды Знатоков.
1. Шныряет по городу злая старушка,
А в сумке сидит ее злая подружка. (Шапокляк)
2. Назовите имя и отчество почтальона Печкина (Игорь Иванович)
3. Дед эмчеэсовец (Дед Мазай)
4. Нерегулируемый перекресток, озадачивший васнецовского витязя (Распутье)
5. Вотчина Бармалея (Африка)
6. Гусляр-подводник (Садко)
Знатоки занимают свои места за столом, выбирают капитана команды и берутся за руки на удачу.
Крутится волчок, выбирая конверт с вопросом.
Вопросы к команде Знатоков.
Вопрос 1. Против Знатоков играет Старший воспитатель:
Всем известна русская народная сказка «Гуси-лебеди». Составьте вопросы для проведения беседы по сказке с детьми средней группы.
Правильный ответ:
В средней группе кроме вопросов по содержанию произведения, детям задаются вопросы проблемного характера. Поэтому примерные вопросы по сказке могут быть такими:
- О ком рассказывается в сказке?
- Почему гуси-лебеди смогли унести братца?
- Кого девочка просила о помощи?
- Почему ни печка, ни яблоня не помогли девочке вначале?
- А почему они помогли потом?
- Чем закончилась сказка?
- Кого из героев сказки можно назвать хорошим? А кого – плохим? Почему?
- Вспомните, как называется сказка?
- А как бы вы назвали эту сказку?
Вопрос 2. Против Знатоков играет Заведующий детсадом:
Внимание! Черный ящик! (Вносится черный ящик).
В черном ящике находится игрушка-животное, а какое - вы узнаете, разгадав загадку. А потом перечислите сказки, персонажем которых это животное является?
Сидит на окошке кошка:
лапы, как у кошки,
уши, как у кошки,
но не кошка. Кто это?
Правильный ответ: Это кот – персонаж сказок «Кот, петух и лиса», «Кот Котофеевич», «Кто сказал «мяу»?», «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Зимовье», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино», «Приключения кота Леопольда».
Вопрос 3. Против Знатоков играют Родители воспитанников:
Как организуется и чем наполняется книжный уголок в детском саду?
Правильный ответ:
Книжный уголок – это специально оборудованное хорошо освещенное место для чтения и рассматривания книг. В среднем срок пребывания книги в книжном уголке составляет 2-3 недели.
Подбор литературы в нем соответствует возрастным особенностям и потребностям детей. В книжный уголок помещают произведения для детей с яркими иллюстрациями. Обязательно присутствуют произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Количество книг не регламентировано.
В группе раннего возраста выставляется как можно больше книжек-игрушек. Чем старше становятся дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. В старшем возрасте вносятся детские энциклопедии и современные детские журналы. Периодически устраиваются тематические выставки книг.
Кроме книг в книжном уголке могут находиться альбомы для рассматривания детям, портреты писателей и художников-иллюстраторов детской книги.
Вопрос 4. Против Знатоков играет Музыкальный руководитель:
Перечислите творческие задания для детей после чтения художественных произведений.
Правильный ответ:
Творческие задания детям по художественным произведениям:
1) упражнения подражательного характера,
2) изобразительное творчество (рисование, лепка, аппликация,
3) игры-инсценировки и игры-драматизации,
4) показ произведений с помощью различных видов театра,
5) изготовление макетов по любимым произведениям,
6) игры-этюды,
7) задания на подбор сравнений, синонимов, антонимов,
8) придумывание продолжения или другого окончания художественного произведения,
9) сочинение собственных сюжетов.
Вопрос 5. Против Знатоков играет Учитель-логопед:
Какие произведения входят в круг детского чтения?
Правильный ответ:
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, стихи, загадки и др.
Исходя из критериев отбора, можно выделить следующие группы произведений для детского чтения:
• Произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые формы фольклора (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы и перевертыши, сказки.
• Произведения русской и зарубежной классической литературы.
• Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Вопрос 6. Блиц.
1. С какого возраста начинается работа по ознакомлению детей с художественной литературой? (с раннего возраста)
2. Как называется цикл стихов для самых маленьких А. Барто? («Игрушки»)
3. Как называется человек – субъект чтения, к которому обращен текст произведения? (читатель)
4. Кто автор сказки «Серебряное копытце»? (П. Бажов)
5. Каким основным навыком должен обладать педагог, знакомя детей с литературными произведениями? (навыком выразительного чтения)
6. Основная цель работы по приобщению дошкольников к художественной литературе (формирование интереса и любви к книге, создание предпосылок воспитания грамотного читателя)
7. Кто из литературных героев говорил такие слова: «Быть по-моему вели!» (девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева)
8. Как называется краткое изречение, имеющее поучительный смысл? (пословица)
9. Назовите основной вид устного народного творчества (сказка)
10. Кто носил имя Винни-Пух? (плюшевый медвежонок)
11. Назовите художников-иллюстраторов детской книги (Е. М. Рачёв, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. И. Чарушин, В. Г. Сутеев, Ю. А. Васнецов, В. А. Чижиков, И. Я. Билибин)
12. Как называется ритмичная труднопроизносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками? (скороговорка)
Подведение итогов игры.
Надо сказать, что команда Знатоков достойно справилась с заданиями, продемонстрировав хорошие знания по проблеме. Завершилась игра со счетом 5:1 в пользу Знатоков.