Анна Первышова
Из опыта работы «Формирование духовно-нравственной личности дошкольников на занятиях по познавательному развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование детей. Этому способствует знание отечественной истории. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Духовно-нравственная личность в педагогическом процессе развивается в трёх направлениях :
1. эстетическое оформление развивающей среды, в которой протекает жизнь и деятельность детей;
Публикация «Из опыта работы „Формирование духовно-нравственной личности дошкольников на занятиях по познавательному развитию“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
2. комплексный подход в ознакомлении дошкольников с народной историей, культурными и православными традициями;
3. развития у детей положительного эмоционального отношения к близким и сверстникам, окружающему миру.
Поэтому педагогическая деятельность по формированию у ребенка
навыков социально – нравственных представлений будет продуктивной при условиях:
- системности работы;
- доступности ее содержания;
- интеграции всех видов детской деятельности;
Работа по данной теме велась мною в разных направлениях.
были изучены психолого - педагогические аспекты данной темы, передовой педагогический опыт, разработана программа взаимодействия с социальными институтами детства, родителями.
Проведенная диагностика по духовно-нравственному воспитанию показала, что у большинства детей недостаточно развиты духовно-нравственные качества, слабо сформированы знания о культурном богатстве русского народа, об умении понимать различные эмоциональные состояния, проявляемые не только близкими, но и окружающими ребенка людьми и соответственно реагировать на них, сопереживать им.
Была поставлена цель педагогического опыта :
создание педагогических условий на занятиях по познавательному развитию для воспитания интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своего Отечества. Для этого в первую очередь в группе была создана развивающая среда, где были отражены патриотические, этические и нравственные понятия и представления (творческая стена по сказке А. С. Пушкина «О царе Салтане», уголок изодеятельности, представлены на фотографиях народные промыслы, Рождественская церковь с фотографиями былинных богатырей, фотографии с видами Белгорода в разное время года, уголок с Российской символикой и т. д., изготовлены дидактические игры. «Собери герб», «Сложи картинку», «Государи земли русской», «Кому что нужно», «Русская изба» и т. д.
Уголок русского быта мы организовали в маленьком свободном «закутке». Где я знакомила детей с жизнью русских людей в давние времена. Многое из того, что есть в этом «уголке» (утварь, предметы быта, пришлось собирать, что-то сделали сами. Материал по теме «Формирование духовно-нравственной личности дошкольников на занятиях по познавательному развитию» был распланирован помесячно. По каждому разделу предлагался определенный объем знаний с постепенным усложнением и повторением ранее изученного. Составлен перспективный план работы для старшей и подготовительной к школе групп, в котором материал также расположен помесячно. Работая с детьми, параллельно проводилась и работа с родителями - открытые занятия, коллективные работы, итоговые занятия - досуги по темам, участие в педагогических гостиных. Для родителей были подготовлены и проведены консультации: «Мы и наши дети», «Культура общения», «Учимся красивым манерам» и др.
На доступном детям уровне знакомила их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, основами православной культуры, традициями, бытом, этим самым способствую развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважения к предкам, защищавшим Русь от врагов, поддерживаю интерес к самобытной русской культуре.
В результате реализации намеченной цели наблюдалась положительная динамика роста знаний детьми по теме «Формирование духовно-нравственной личности дошкольников на занятиях по познавательному развитию».