галина кобзева
Приобщение детей к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению. заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес общения с книгой. Создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи:
- уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
-готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний.
Публикация «Приобщение детей к художественной литературе» размещена в разделах
через художественную литературу и их иллюстрации, воспитывать высокие нравственные качества, милосердие, справедливость, внимание друг к другу, -дать представление об этических нормах;
-увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей;
-сформировать образ библиотеки как теплого и радостного дома
Актуальность: Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой в программе "Из детства - в отрочество" является - воспитание в дошкольнике грамотного читателя.
Понятие "грамотный читатель" включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.
Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности работы
Игровая деятельность - Дидактические игры по сборникам:
А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду;
Л. В. Артемова. Окружающий мир в детских мирах дошкольников;
А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду;
- сюжетно - ролевые игры "Книжный магазин", "Почта", "Библиотека", "Типография" и другие;
- настольно - печатные игры;
- игры - шоу.
Познавательная деятельность - Экскурсии :
в библиотеку,
книжный магазин;
- беседы о книге, чтении
«Какие раньше были книги»
«Как "делают" книгу»
«Какие бывают книги»
о людях, чьи профессии связаны с книгой,
о бережном отношении к книге;
- встречи с работниками библиотеки, поэтами, писателями;
-«Уронили мишку на пол» по произведениям А. Барто;
- игры – эксперименты:
"Из чего можно сделать книгу?",
"Из какой бумаги можно сделать книгу?"
«Помоги книге стать чистой»
-Создание мини библиотеки в группу ДОУ
«Книги моего детства»;
-выставки книг:
«Здравствуй, А. С. Пушкин!»;
«книги писателей земляков»
Речевая деятельность - Словесно - речевые игры по сборникам:
Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи;
А. К. Бондаренко. Словесные игры в детском саду;
- литературные минутки (ежедневное чтение по 10-15 минут по желанию детей);
- беседа - пятиминутка "Что читаем?";
- сказочная лаборатория (словесное творчество) :
-сочини рекламу книги;
-придумай продолжение сказки;
-устное письмо литературному герою;
-салат из сказок;
- пресс конференция (задай вопрос литературному герою);
- экскурсия по произведениям (экскурсоводы дети);
- составление лингвобанка;
- сочинение стихотворений;
- составление рассказов:
по иллюстрациям;
из личного опыта "Обо мне и обо всем";
- литературные викторины;
- литературные игры :
поле чудес;
о, счастливчик;
КВН.
Театрализованная деятельность - Драматизация сказок, рассказов, стихов;
- постановка спектакля по произведению;
- кукольный спектакль «Мурзилкины загадки»
Музыкальная деятельность - Сочинение сказок на музыкальные произведения;
- "рисование" музыкальных произведений словами.
-прослушивание музыкальных сказок и произведений писателей;
-«Тайны природы»- музыкально-познавательная программа
Досуговая деятельность - Развлечения "Почтальон принес посылку", "Волшебные странички";
«В гости к сказке»;
- литературные праздники :
"Книжкины именины",
"Парад любимых книг";
«Мамочка любимая»;
- конкурс частушек о книге, чтении;
- конкурс чтецов
- литературное кафе
Продуктивная деятельность (изобразительная деятельность, конструирование, художественный труд) - Рисование иллюстраций к произведениям;
- выставка рисунков "Моя любимая книга";
«Мой родной город»;
«Путешествие в сказку»
«И краски книжку славят»
- оформление книги "Салат из сказок" методом аппликации;
- оформление сборников стихов детей;
- оформление альбомов, загадок, пословиц, скороговорок и т. д.
- изготовление макетов к сказкам
-фото-выставка на тему «Папа, мамам, я- читающая семья!»
Трудовая деятельность - мастерская книг (ремонт книг);
- акции:
подари книгу другу;
-поделки персонажей для теневого театра.
сделай книжку малышам;
-изготовление книжных закладок
Тематическое погружение на любую тему (творчество писателя, поэта, любимый герой, тема сказок и т. д.).
Формы работы с родителями по приобщению детей к чтению
1. Информационный уголок
Советы родителям:
- «Как правильно читать книгу детям?»
- «Как проводить беседу по художественному произведению».
- «Списки необходимой литературы».
- «Организация домашнего театра».
- «Коллективное чтение в семье».
- Дидактические игры по литературным произведениям : «Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя», «Разложи по порядку», «Кроссворды».
2. Домашние задания:
- Создание книг – самоделок по произведениям детских писателей либо по предложенному началу.
3. Конкурс книжек – малюток.
4. Создание семейных библиотек.
5. Обмен опытом родителей в виде газеты «Книга в кругу семьи», по привлечению детей к чтению в семье.
6. Анкетирование по теме:
«Место книги в нашей семье»;
«Семейное чтение»
7. Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»
1. Изготовление игр:
«Лото сказок»;
«Составь картинку»;
«Настольный театр»;
«Пальчиковый театр»;
«Найди предметы каждого героя сказок»;
«Сказочные маршруты, лабиринты»
2. Для коллективного и индивидуального рассматривания оформить альбомы:
–альбомы, специально созданные художниками на определенные темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова, «Славный лес» Т. Капустиной и др. ;
–альбомы со смешными картинками из юмористических книг;
–альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года;
–альбомы с изображениями сказочных персонажей, с разными эмоциональными состояниями;
–альбом «В стране сказок Чуковского»;
–альбом «Герои русских сказок»;
3. Сделать подборку наглядного материала:
–портреты зарубежных детских писателей;
–портреты советских детских писателей;
–портреты русских детских писателей;
–мнемотаблицы по произведениям и сказкам;
–видео- и фонотеку;
4. Сделать картотеку книг
-Как и в любой другой библиотеке, вся литература должна подразделяться на разделы. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, разделить книги на категории и для удобного запоминания детьми расположения книг предлагаю следующие условные обозначения
1. картинка глобуса - Литература энциклопедического характера
2. матрешка - Устное народное творчество
3. колобок- Сказки
4. листик клена - Книги природоведческого характера
5. смайлик улыбающийся- «Весёлые книги»
6. колокольчик- Стихи
7. звездочка- Рассказы нравственно-патриотического содержания направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей Родины, с ее сегодняшней жизнью
8. книжка - Самодельные книжки
9. мурзилка - Детские журналы (Мурзилка, Колобок, Веселые картинки и другие)
10. красная шапочка - Зарубежная литература (Ш. Перро, Д. Родари, Г. Андерсен, Б. Гримм)
11. домик- Книги, которые приносят из дома, хорошо иллюстрированные, а также «толстые» книжки.
5. Консультация для педагогов: «Роль детской книги в речевом развитии детей».
6. Проведение открытого просмотра занятия по теме самообразования для работников МДОУ д/с «Звездочка»