Папки-передвижки

Приобщение детей к художественной литературе

галина кобзева
Приобщение детей к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению. заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес общения с книгой. Создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи:

- уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

-готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний.

Публикация «Приобщение детей к художественной литературе» размещена в разделах

через художественную литературу и их иллюстрации, воспитывать высокие нравственные качества, милосердие, справедливость, внимание друг к другу, -дать представление об этических нормах;

-увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей;

-сформировать образ библиотеки как теплого и радостного дома

Актуальность: Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой в программе "Из детства - в отрочество" является - воспитание в дошкольнике грамотного читателя.

Понятие "грамотный читатель" включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности работы

Игровая деятельность - Дидактические игры по сборникам:

А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду;

Л. В. Артемова. Окружающий мир в детских мирах дошкольников;

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду;

- сюжетно - ролевые игры "Книжный магазин", "Почта", "Библиотека", "Типография" и другие;

- настольно - печатные игры;

- игры - шоу.

Познавательная деятельность - Экскурсии :

в библиотеку,

книжный магазин;

- беседы о книге, чтении

«Какие раньше были книги»

«Как "делают" книгу»

«Какие бывают книги»

о людях, чьи профессии связаны с книгой,

о бережном отношении к книге;

- встречи с работниками библиотеки, поэтами, писателями;

-«Уронили мишку на пол» по произведениям А. Барто;

- игры – эксперименты:

"Из чего можно сделать книгу?",

"Из какой бумаги можно сделать книгу?"

«Помоги книге стать чистой»

-Создание мини библиотеки в группу ДОУ

«Книги моего детства»;

-выставки книг:

«Здравствуй, А. С. Пушкин!»;

«книги писателей земляков»

Речевая деятельность - Словесно - речевые игры по сборникам:

Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи;

А. К. Бондаренко. Словесные игры в детском саду;

- литературные минутки (ежедневное чтение по 10-15 минут по желанию детей);

- беседа - пятиминутка "Что читаем?";

- сказочная лаборатория (словесное творчество) :

-сочини рекламу книги;

-придумай продолжение сказки;

-устное письмо литературному герою;

-салат из сказок;

- пресс конференция (задай вопрос литературному герою);

- экскурсия по произведениям (экскурсоводы дети);

- составление лингвобанка;

- сочинение стихотворений;

- составление рассказов:

по иллюстрациям;

из личного опыта "Обо мне и обо всем";

- литературные викторины;

- литературные игры :

поле чудес;

о, счастливчик;

КВН.

Театрализованная деятельность - Драматизация сказок, рассказов, стихов;

- постановка спектакля по произведению;

- кукольный спектакль «Мурзилкины загадки»

Музыкальная деятельность - Сочинение сказок на музыкальные произведения;

- "рисование" музыкальных произведений словами.

-прослушивание музыкальных сказок и произведений писателей;

-«Тайны природы»- музыкально-познавательная программа

Досуговая деятельность - Развлечения "Почтальон принес посылку", "Волшебные странички";

«В гости к сказке»;

- литературные праздники :

"Книжкины именины",

"Парад любимых книг";

«Мамочка любимая»;

- конкурс частушек о книге, чтении;

- конкурс чтецов

- литературное кафе

Продуктивная деятельность (изобразительная деятельность, конструирование, художественный труд) - Рисование иллюстраций к произведениям;

- выставка рисунков "Моя любимая книга";

«Мой родной город»;

«Путешествие в сказку»

«И краски книжку славят»

- оформление книги "Салат из сказок" методом аппликации;

- оформление сборников стихов детей;

- оформление альбомов, загадок, пословиц, скороговорок и т. д.

- изготовление макетов к сказкам

-фото-выставка на тему «Папа, мамам, я- читающая семья!»

Трудовая деятельность - мастерская книг (ремонт книг);

- акции:

подари книгу другу;

-поделки персонажей для теневого театра.

сделай книжку малышам;

-изготовление книжных закладок

Тематическое погружение на любую тему (творчество писателя, поэта, любимый герой, тема сказок и т. д.).

Формы работы с родителями по приобщению детей к чтению

1. Информационный уголок

Советы родителям:

- «Как правильно читать книгу детям?»

- «Как проводить беседу по художественному произведению».

- «Списки необходимой литературы».

- «Организация домашнего театра».

- «Коллективное чтение в семье».

- Дидактические игры по литературным произведениям : «Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя», «Разложи по порядку», «Кроссворды».

2. Домашние задания:

- Создание книг – самоделок по произведениям детских писателей либо по предложенному началу.

3. Конкурс книжек – малюток.

4. Создание семейных библиотек.

5. Обмен опытом родителей в виде газеты «Книга в кругу семьи», по привлечению детей к чтению в семье.

6. Анкетирование по теме:

«Место книги в нашей семье»;

«Семейное чтение»

7. Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»

1. Изготовление игр:

«Лото сказок»;

«Составь картинку»;

«Настольный театр»;

«Пальчиковый театр»;

«Найди предметы каждого героя сказок»;

«Сказочные маршруты, лабиринты»

2. Для коллективного и индивидуального рассматривания оформить альбомы:

–альбомы, специально созданные художниками на определенные темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова, «Славный лес» Т. Капустиной и др. ;

–альбомы со смешными картинками из юмористических книг;

–альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года;

–альбомы с изображениями сказочных персонажей, с разными эмоциональными состояниями;

–альбом «В стране сказок Чуковского»;

–альбом «Герои русских сказок»;

3. Сделать подборку наглядного материала:

–портреты зарубежных детских писателей;

–портреты советских детских писателей;

–портреты русских детских писателей;

–мнемотаблицы по произведениям и сказкам;

–видео- и фонотеку;

4. Сделать картотеку книг

-Как и в любой другой библиотеке, вся литература должна подразделяться на разделы. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, разделить книги на категории и для удобного запоминания детьми расположения книг предлагаю следующие условные обозначения

1. картинка глобуса - Литература энциклопедического характера

2. матрешка - Устное народное творчество

3. колобок- Сказки

4. листик клена - Книги природоведческого характера

5. смайлик улыбающийся- «Весёлые книги»

6. колокольчик- Стихи

7. звездочка- Рассказы нравственно-патриотического содержания направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей Родины, с ее сегодняшней жизнью

8. книжка - Самодельные книжки

9. мурзилка - Детские журналы (Мурзилка, Колобок, Веселые картинки и другие)

10. красная шапочка - Зарубежная литература (Ш. Перро, Д. Родари, Г. Андерсен, Б. Гримм)

11. домик- Книги, которые приносят из дома, хорошо иллюстрированные, а также «толстые» книжки.

5. Консультация для педагогов: «Роль детской книги в речевом развитии детей».

6. Проведение открытого просмотра занятия по теме самообразования для работников МДОУ д/с «Звездочка»

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности старших дошкольников через приобщение к художественной литературе Ознакомление дошкольников с нарушениями речи с произведениями художественной литературы является важным направлением в коррекционно-воспитательной.

Приобщение дошкольников к художественной литературе (из опыта работы) Приобщение дошкольников к художественной литературе. С. Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».

Конспект занятия приобщение детей к художественной литературе. Сказка «Хитрый Лис и умная Уточка» В. Бианки (средняя группа) Задачи: 1. Образовательная. Познакомить детей со сказкой «Хитрый Лис и умная Уточка» В. Бианки. Продолжать знакомить детей со сказкой, как.

Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей.

Педагогическая викторина «Приобщение детей к художественной литературе ведут знатоки» Цель: Создание условий для формирования готовности начинающих педагогов к деятельности по речевому развитию детей (образовательная область.

Приобщение к художественной литературе. Планирование на неделю «Домашние животные и птицы» (группа раннего возраста) Автор: Карачарова Надежда Павлиновна. Планирование. Приобщение к художественной литературе. Группа раннего возраста Тема недели: «Домашние.

Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок и рассказов о животных» Вид проекта: исследовательски-творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Проект «Приобщение детей к художественной литературе через сотрудничество с сельской библиотекой» Проект «Приобщение детей к художественной литературе через сотрудничество с сельской библиотекой». Вид проекта: информационно - творческий.

Проект по художественной литературе для детей 6–7 лет «Художники-иллюстраторы» ПАСПОРТ ПРОЕКТ «Художники - волшебники в книгах" Автор: Рево Е. В., учитель-дефектолог высшей кв. категории, Цель проекта: расширять знания.

Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Цель мероприятия: ознакомление педагогов с методами и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к художественной литературе
Опубликовано: 19 ноября 2015 в 20:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к художественной литературе» (включая файлы) размещена пользователем галина кобзева (УИ 365419) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД