Виктория Искра
Развитие художественно-эстетического творчества на занятиях по рисованию и лепке в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для совершенствования работы по художественно-эстетическому творчеству,учить рисованию и изготовлению поделок и аппликаций разных видов.
Задачи художественно – эстетического развития :
Развитие художественного восприятия.
Формирование эстетических чувств и эмоций.
Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребенка.
Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
Публикация «Развитие художественно-эстетического творчества на занятиях по рисованию и лепке в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность, словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создаёт новое, оригинальное, реализуя свой замысел.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений.
Обучение играет огромную роль в «творческой деятельности» ребенка.
Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.
Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент развития детей.
В этом процессе немаловажное значение имеет подготовка педагога, которая должна быть направлена на овладение знаниями об отдельных видах художественных ремесел.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации.
Детское художественное творчество связано с особенностями восприятия окружающего мира. Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир.
Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личного роста. Рисунок дает ему возможность закрепить переживание на бумаге, посмотреть на него со стороны, дополнить его. Все это позволяет ребенку меняться самому.
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Рисование для детей – органическая потребность, канал, по которому может реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни.
Занятия изобразительной деятельности заключают в себе большие возможности для всестороннего развития – умственного, эмоционального, эстетического, трудового.
Рисуя, ребенок постоянно сравнивает, анализирует, обобщает - и это также формирует его мышление.
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом - лепка снежков, снеговиков, сказочных героев.
Летом дети с удовольствием для лепки используют песок, из которого строят замки, дома, фигуры зверей.
С большим удовольствием дети лепят из соленого теста. Это и разные фигурки, домики,кружечки.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый,который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.
Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на картон.
Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности.
Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха).
На основе ручного труда развиваются представления, знания, практический опыт, приобретаемый в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.
Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.
Известный психолог А. В. Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельности.
Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют:
-работа с бумагой, картоном, изготовление декоративных панно.
- работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, деталей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров.
- работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных поделок; оформление живого уголка);
- работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, кукольной мебели, мелких предметов быта);
- работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, игрушек-сувениров, кукольной посуды).
Вывод:
Успешность художественно – эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки, в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.
У детей развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.
Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результам.