Ксения Винокурова
Разнообразные формы работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе и чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразные формы работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе и чтению.
Здравствуйте, коллеги! Хочу представить вам наш опыт работы.
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
Публикация «Разнообразные формы работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе и чтению» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
(В. А. Сухомлинский)
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".
Главную роль в воспитании любви к книге закладывают родители.
А наша задача – помочь им в этом. Задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге мы считаем сотрудничество с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как этого хотелось бы. Практика показывает, что это не означает, что у родителей нет желания читать и рассказывать детям. Чаще всего они не знают, как организовать домашнее чтение с сыном или дочерью, а воспитатели затрудняются помочь им в этом.
В нашем ДОУ используются разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Традиционные формы работы вам хорошо знакомы. У нас были проведены педагогические советы с участием родителей на темы : «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребёнка»; «Художественный синтез в литературе для детей «Цели, задачи и психолого-педагогические условия домашнего чтения»; «Роль воспитателя в организации домашнего чтения»; «Методы организации домашнего чтения». Эти мероприятия позволяют познакомить родителей со спецификой круга детского чтения, и, самое главное, с методами, приёмами и формами работы с детьми по данной проблеме.
На современном этапе работа с семьёй требует переосмысления и изменения содержания и форм сотрудничества.
Одной из самых эффективных форм работы с семьёй, по нашему мнению, являются литературные вечера. Такие вечера стали уже традицией для нашего детского сада. Целью литературных вечеров является воспитание любви и интереса ребенка к книге, установление эмоционального контакта родителей и детей посредством чтения - убеждение, просвещение и настрой родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге.
Еще одной традицией нашего сада стала театрализованная деятельность детей совместно с родителями. Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Родители с удовольствием принимают участие в инсценировке произведений, самостоятельно готовят костюмы, маски и атрибуты.
Проводится родительская ассамблея»,- для определения тематики, которая интересует родителей. Лекции для родителей по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятию книги, такие как «Роль детской литературы в умственном воспитании дошкольников», «Возрастные особенности дошкольника –читателя», «Воспитываем ребёнка как читателя», «Развитие творческих способностей детей средствами домашнего чтения», «Составление домашней библиотеки». Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление литературного пространства, связанного с книгой: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки – рекомендации о том, что и как читать детям. Получение от родителей информации о наличии книг в домашней библиотеке, частота и продолжительность домашнего чтения, детском интересе к книге. Участие родителей в экскурсиях в районную библиотеку. Работа библиотекаря с родителями по комплектации домашних библиотек, методике отбора книг.
Еще одна из форм работы – библиотека в ДОУ. С ней вы уже знакомы.
Неожиданно интересной для родителей стала работа по презентации любимой книги ребенка. Родителям было дано задание – подготовить презентацию любимой книги ребенка. Кто – то из родителей просто принесли книгу и показали, а некоторые проявили творческие способности.