Кеворкова Кристина
Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка, имеющую свои цели, направленность, мотивы. Каждый ребенок обладает громадными потенциальными возможностями. Необходимо лишь создать оптимальные условия для их выявления и реализации. Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею очень важны.
Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Методы и приемы, которые могут оказать существенную помощь по развитию мотивационно - эмоциональной сферы дошкольников.
Одним из компонентов, оказывающих влияние на формирование у детей таких качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью, является художественная литература. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, являются неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.
Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Поэтому при чтении книг нельзя забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления, взрослый может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.
Художественные произведения не только расширяют представления ребенка, но и вводят его в особый мир глубоких и эмоциональных переживаний и открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства и злобы? Конечно из произведений искусства, и особенно из сказок. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Только чтения сказки недостаточно, чтобы помочь малышу глубже почувствовать события и поступки персонажей. Поэтому огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в книгах, мультфильмы, игры-драматизации и беседы.
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эффективными оказываются такие приемы, как ведение беседы сразу по двум произведениям, обобщающая беседа по нескольким произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев. В конце обсуждения необходимо подвести итог сказанному детьми, подчеркнуть особенно удачные сравнения и примеры, приведенные ребятами.
После проведения беседы рекомендуется продолжить обсуждение в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра должна проводится сразу после прочтения, пока еще свежи непосредственные детские впечатления. Желательно заранее еще до чтения подготовить персонажи, с которыми будет происходить общение детей. Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух». Куклы-персонажи высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью: отрицательный персонаж поощряет неблаговидные поступки, а положительный – добрые, справедливые дела и взаимоотношения. Затем в беседу постепенно втягиваются дети. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно. В конце группа приходит к единому мнению.
Следующий этап в работе по приобщению к художественной литературе – это игра-драматизация. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Однако нужно подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.
Если в произведении, прочитанном в группе и понравившемся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, его можно предложить для разыгрывания. Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе прошли беседы детей с персонажами.
Самый ответственный момент - подбор артистов, особенно для исполнения противоположных ролей. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. Нужно внимательно следить не вносит ли ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к сказочным моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Здесь особенно важны и отклики зрителей, их оценка действий персонажа. Игра – драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы его жизненного опыта.
Подводя итог выше сказанного, хочется отметить что, детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться. Ведь сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Многие дети дошкольного возраста, не владея в силу возрастных особенностей навыками анализа художественного произведения, нуждаются в продолжении работы над книгой под руководством взрослого непосредственно после чтения сказки, рассказа. Такие приемы, как игра-беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.
Поэтапность проведения такой работы обеспечивает постепенность сближения детей с персонажами, и они начинают видеть то, что они не замечали или не хотели замечать прежде.
Подготовка детей к восприятию произведения как серьезному и радостному событию осуществляется с помощью предварительной беседы педагога с детьми по поводу книги, ее автора.
В процессе работы должна соблюдаться постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе воспитателя с детьми или приему «нравственной лесенки», далее – к прямому контакту с персонажами (игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр, выставки рисунков) и, наконец к играм драматизациям.
По мере необходимости допускается возврат к некоторым дидактическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций.
Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным общением с детьми (прием взаимодействия любимых детьми или хорошо им известных персонажей с персонажами новых, только что прочитанных произведений. Этот прием эффективен, когда возникают трудности у детей с соответствующим эмоциональным отношением к героям.
Усилить сопереживание соответствующим героям сказки и проникновение ребенка в нравственное содержание произведения помогает прием игр-драматизаций.
Вся эта система принципов и соответствующих им методических приемов в целом призвана помочь в формировании у детей образно-эмоционального обобщения воспринятого художественного материала.
Если под влиянием самого восприятия художественного произведения, а также всех последующих этапов, дети расширили и обогатили свой эмоциональный опыт или изменили прежние ценностные установки, нужно научить дошкольников переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации. Для этого требуется:
- научить детей видеть эмоциональное состояние другого (игра-драматизации с повторами определенных сцен и с предложением какому-либо ребенку играть в них сначала одну, а затем тут же – другую роль; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, специально нацеленных на это; участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей);
- создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям; учить жалеть, защищать, помогать (здесь действенным является прием сближения и быстрой смены ситуаций – жизненной и сказочной);
- обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных сказочным (различные контакты с персонажами, при которых педагог косвенно –через других персонажей или других детей – одобряет или не одобряет выбор ребенка; пример соответствующего выбора другими детьми для того ребенка, у которого этот выбор оказался неправильным).
Таким образом, хочется отметить, что научить каждого ребенка умению видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умению действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.
Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости и человечности.