Марина Обухова
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «На прогулку в зимний парк» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, художественное творчество, безопасность, музыка.
Программное содержание :
Цель: Составление рассказа-описания зимующей птицы (снегирь, изготовление
необычной кормушки для птиц.
Обучающие:
закреплять представления детей о характерных внешних признаках зимующих птиц, особенностях их жизни в зимних условиях;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „На прогулку в зимний парк“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
уточнять, расширять, обогащатьи активизировать словарь детей по теме существительными, прилагательными, глаголами;
упражнять в умении отвечать на вопросы полными простыми предложениями;
формировать умение составлять короткий рассказ-описание зимующей птицы (грача) с опорой на схему(1 подгруппа) и серией вопросов (2 подгруппа);
упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в согласовании личных местоимений (мой, моя) с существительными, в образовании сложных прилагательных;
закреплять знание признаков зимы, обобщающего понятия "зимующие птицы".
Коррекционно-развивающие :
развитие зрительного восприятия, целостного образа предмета;
развитие слухового восприятия и внимания;
работа над выработкой правильного речевого дыхания;;
развитие и совершенствование двигательных умений, координации речи с движениями и мелкой моторикой пальцев рук;
развитие тактильных ощущений;
развитие мышления, познавательной активности и интереса к окружающему миру природы, творческого воображения.
Воспитательные
воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам, приобщать к элементарным общепринятым нормам поведения в природе;
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, желания пожалеть, помочь;
воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: компьютерная презентация «На прогулку в зимний парк», аудиозаписи А. Вивальди «Зима», «Голоса зимующих птиц», «Скрип снега», «Зимний лес», предметные и разрезные картинки с зимующими птицами – синица, воробей, дятел, снегирь, ворона, сорока, голубь; баночки с кормом для птиц (ягоды рябины, кусочки сала, булки, пшено, семечки, семена); карточки с изображением птиц и их корма; схема описательного рассказа; простые карандаши; материал для изготовления необычных кормушек (половинки яблок, шпажки, кусочки булки); медальки для награждения детей.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок, подкармливание птиц.
2. Беседа о зимующих птицах.
3. Рассматривание альбомов о зимующих птицах.
4. Чтение энциклопедий, книг о птицах, как выглядят, чем питаются.
5. Чтение рассказов и стихотворений о зимующих птицах.
6. Разучивание физминутки «Синица».
5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Птицы крыльями махали».
6. Разучивание с детьми стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» (отрывок)
7. Отгадывание загадок о зимующих птицах.
В НОД использованы (формы, методы и приёмы) :
-формы (подгрупповая, индивидуальная);
- методы/приёмы (наглядные – презентация, демонстрация картин;
практические – дидактические и словесные игры, узнавание
корма на ощупь;
словесные – беседа, рассказ, стихотворения).
Участники: дошкольники 5-6 лет, учитель-дефектолог, воспитатель.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Длительность: 30 – 35 минут.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Психогимнастика. Настрой на занятие.
- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня на нашем занятии. Поздоровайтесь с ними.
А сейчас все встанем в круг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- Пусть ваши улыбки помогают нам быть добрее и внимательнее друг к другу.
сл. 2
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.
(Дети стоят в кругу)
- Сейчас мы отправимся на необычную прогулку в парк.
- Какое время года идёт? (Идёт зима)
сл. 3
-Какая зима? (Зима красивая, снежная, белая, холодная, морозная, сказочная)
- Сколько снега выпало зимой? (Зимой выпало много снега. Выросли большие, глубокие сугробы)
сл. 4
3. Д/и «Узнай звук». Развитие слухового восприятия.
(Включается запись «Скрип снега»)
-Что вы слышите? (Снег скрипит. Кто-то идёт по снегу)
- Давайте и мы отправимся по снежной тропинке в зимний парк. Надеваем тёплые сапоги, зимнюю куртку, меховую шапку, завяжем шерстяной шарф, не забудем варежки. А теперь вставайте друг за другом. Поднимайте ноги высоко, снега много намело.
(Дети идут друг за другом под скрип снега до стола)
4. Д/и «Сложи картинку». Развитие зрительного восприятия, целостного образа предмета.
(Дети подходят к столу, встают вокруг него)
- Вот мы и пришли в зимний парк. Посмотрите, как здесь красиво.
сл. 5
- Ребята, как вы думаете, кого мы можем встретить в зимнем парке? (Людей, животных, птиц)
- Если вы соберёте разрезные картинки, вы точно скажете, кого мы встретим в зимнем парке.
(Под музыку А. Вивальди «Зима» дети собирают разрезные картинки зимующих птиц: снегиря (4 ч., синицы (4 ч., воробья (4 ч., вороны (5 ч., галки (4ч., голубя (5 ч., сороки (5 ч.). Разрезы разной степени сложности)
- Молодцы! Кого ты собрал? (Я собрал снегиря. Я собрала синицу. Я собрал ворону. Я собрал воробья. Я собрала галку. Я собрал голубя. Я собрал сороку.)
-Назовите одним словом, кого мы увидим в зимнем парке? (Мы увидим зимующих птиц)
сл. 6
- Почему называем птицами? (У птиц есть 2 крыла, 2 лапки, клюв, хвост, перья. Птицы умеют летать.)
- Почему это зимующие птицы (Зимующие птицы не улетают в тёплые края. Они остаются с нами зимовать.)
5. Д/и «Чей? Чья?», д/и «Назови ласково».
- Назови птичку ласково и ответь на вопрос Чья? Или Чей?
(Моя синичка. Мой снегирёк. Мой воробушек. Моя галочка. Мой голубок. Моя
воронушка. Моя сорокушка.)
6. Упражнение на дыхание «Согрей птичку».
- Птицам очень холодно зимой, давайте согреем их своим тёплым дыханием.
Осторожно возьмё м птичек в свои руки и подышим на них: хо – хо – хо…
сл. 7
7. Д/и «Составь новое слово».
(Дети проходят на стулья)
- Присаживайтесь на стулья.
- Когда мы видим птиц, то как нам узнать каждую? (Мы узнаём птиц по цвету
пёрышек и размеру)
- Если у синицы жёлтая грудка, то её называют… (желтогрудая синица)
сл. 8
(Каждая птица появляется на слайде после того, как её назовут)
- Если у снегиря красная грудка, то его называют… (красногрудый снегирь)
- Если у снегиря чёрная голова, то его называют…. (черноголовый снегирь)
- Если у сороки белые бока, то её называют…. (белобокая сорока)
- Если у сороки длинный хвост, то её называют… (длиннохвостая сорока)
- Если у вороны чёрные крылья, то её называют… (чернокрылая ворона)
- Если у дятла острый клюв, то его называют… (остроклювый дятел)
8. Динамическая пауза.
-Давайте отдохнём немножко, погреемся.
сл. 9
Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась, как волчок (кружатся вокруг себя)
Вот присела на минутку (приседают)
Почесала клювом грудку (наклоны головы влево-вправо)
И с дороги на плетень (прыжки на левой ноге)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень (прыжки на двух ногах)
9. Д/и «Чей голос»
- Молодцы! Присаживайтесь. Давайте послушаем, как подают голос птицы.
Узнайте, чей это голос.
(Включается аудиозапись «Голоса птиц», на слайдах 10-16 появляются изображения
Птиц после того, как дети отгадают голос птицы)
- Это синица тинькает.
- Это снегирь свистит.
- Это воробей чирикает.
- Это ворона каркает.
- Это сорока стрекочет.
- Это голубь воркует.
- Это дятел стучит.
10. Беседа о жизни птиц в зимнее время.
- Скажите, ребята, о чём могут попросить птицы людей в зимнее время?
(Птицы могут попросить покормить их зимой, дать им поесть)
- Да, дети, зима – очень трудное время для птиц. Почему?
(Птицам нечего есть, всё укрыто снегом, им голодно и холодно)
- Что для птиц страшнее: голод или холод?
(Для птиц страшнее голод)
- Почему?
(Голодная птица быстрее замерзает)
- Как мы можем помочь птицам зимой?
(Мы можем сделать кормушки и подкармливать птиц)
сл. 17
- Чем можем покормить птиц?
(Мы можем покормить птиц кусочками булки, пшеном, семечками, семенами)
11. Д/и «Узнай корм на ощупь»
- Попробуйте узнать корм на ощупь.
(Корм – кусочки булки, семечки, пшено, семена, сало, ягоды рябины - находится
в одинаковых баночках. Дети с закрытыми глазами узнают корм на ощупь)
сл. 18
12. Д/и «Кто чем питается»
- Пройдите за столы, займите своё место. Сейчас вы покормите своих птиц их
любимым кормом. На карточке надо выбрать и провести линию от птицы к
корму, который она любит.
(Дети выполняют задание под музыку «Зимний лес»… После выполнения задания
идёт проверка)
- Все справились. Молодцы! Давайте проверим, что любит твоя птица?
сл. 19
- Мой снегирь любит ягоды рябины.
- Моя синица любит сало.
- Мой воробей любит кусочки булки, пшено, семечки.
- Мой голубь любит кусочки булки, пшено, семечки.
- Моя ворона любит остатки пищи.
- Моя галка любит остатки пищи.
13. Гимнастика для глаз.
- Наши птички наелись и стали весело летать. Давайте глазками, не поворачивая
головы, проследим за снегирём.
(У дефектолога в руках яркая картинка снегиря на палочке)
Снегирь полетел вверх.
Снегирь улетел вправо.
Снегирь перелетел влево.
Снегирь слетел на землю.
Снегирь облетел вокруг и упорхнул.
сл. 20
14. Составление рассказа-описания о снегире по опорной схеме.
- Снегирь – яркая, красивая птица. Сейчас вы по опорной схеме расскажете о
снегире.
( Примерный рассказ: «Снегирь –зимующая птица. Он маленький. Его пёрышки
красные, чёрные, серые, белые. У него чёрная голова. Он черноголовый. Грудка
красная. Снегирь красногрудый. Крылья чёрные с серым и белым. Две тонкие
цепкие лапки. Хвост чёрный. Клюв маленький, острый. Снегирь любит ягоды
рябины.)
(Спрашивает 2-3 детей)
- Молодцы! Вы замечательно справились!
сл. 21
15. Динамическая пауза.
- Наша прогулка в зимний сад завершается. Пришло время возвращаться в детский
садик. Идём по сугробам.
(Дети идут друг за другом под скрип снега до стола к воспитателю)
сл. 22
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
16. Пальчиковая гимнастика.
- Вот мы и пришли в детский садик. Давайте разденемся. Снимем варежки, развяжем шарф, снимем сапожки, шапку, курточку.
(Дети имитируют снятие верхней одежды и обуви)
- Проходите за столы, присаживайтесь. Давайте разомнём свои пальчики, погреем ручки.
Птицы крыльями махали,
Всё летали и летали.
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дороге поскакали,
Крошки, зёрнышки искали.
сл. 23
17. Рассматривание и обследование объекта изготовления кормушки «Ёжик».
- Ребята, вы любите лакомства, «вкусняшки»? (Да)
- Птицы тоже любят полакомиться вкусненьким. Сейчас мы сделаем для них
угощение.
- На кого оно похоже? (Угощение похоже на ёжика)
- Из чего мы будем делать? (Угощение мы будем делать из половинки яблока,
шпажки и кусочков булочки)
18. Показ способов изготовления объекта «Ёжик».
- Может кто-то догадался, как это сделать?
(На шпажку надо наколоть кусочки булки и воткнуть в половинку яблока)
(Если дети будут затрудняться, воспитатель помогает наводящими вопросами)
19. Продуктивная деятельность.
- Хорошо, приступайте к работе.
(Дети выполняют задание под музыку «Зимний лес». Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.)
сл. 24
18. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
- Молодцы, ребята! Хорошее угощение вы сделали для птиц. Они будут рады!
- Сейчас Вероника и Алёша прочитают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой», которое они подготовили
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна,
Горсть зерна и
Не страшна будет им зима!
- О каких птицах мы говорили? (Мы говорили о зимующих птицах)
- Что для них сделали? (Мы сделали для них вкусное угощение)
- На прогулке развесим угощение на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут
его есть. Думаю, они скажут нам спасибо.
- Вы хорошо потрудились. Вы добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные.
Настоящие друзья птиц! И поэтому вы награждаетесь медальками за любовь и
заботу о птицах. Наше занятие закончено.