Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «На прогулку в зимний парк» для детей старшей группы

Марина Обухова
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «На прогулку в зимний парк» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, художественное творчество, безопасность, музыка.

Программное содержание :

Цель: Составление рассказа-описания зимующей птицы (снегирь, изготовление

необычной кормушки для птиц.

Обучающие:

закреплять представления детей о характерных внешних признаках зимующих птиц, особенностях их жизни в зимних условиях;

уточнять, расширять, обогащатьи активизировать словарь детей по теме существительными, прилагательными, глаголами;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „На прогулку в зимний парк“ для детей старшей группы» размещена в разделах

упражнять в умении отвечать на вопросы полными простыми предложениями;

формировать умение составлять короткий рассказ-описание зимующей птицы (грача) с опорой на схему(1 подгруппа) и серией вопросов (2 подгруппа);

упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в согласовании личных местоимений (мой, моя) с существительными, в образовании сложных прилагательных;

закреплять знание признаков зимы, обобщающего понятия "зимующие птицы".

Коррекционно-развивающие :

развитие зрительного восприятия, целостного образа предмета;

развитие слухового восприятия и внимания;

работа над выработкой правильного речевого дыхания;;

развитие и совершенствование двигательных умений, координации речи с движениями и мелкой моторикой пальцев рук;

развитие тактильных ощущений;

развитие мышления, познавательной активности и интереса к окружающему миру природы, творческого воображения.

Воспитательные

воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам, приобщать к элементарным общепринятым нормам поведения в природе;

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, желания пожалеть, помочь;

воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: компьютерная презентация «На прогулку в зимний парк», аудиозаписи А. Вивальди «Зима», «Голоса зимующих птиц», «Скрип снега», «Зимний лес», предметные и разрезные картинки с зимующими птицами – синица, воробей, дятел, снегирь, ворона, сорока, голубь; баночки с кормом для птиц (ягоды рябины, кусочки сала, булки, пшено, семечки, семена); карточки с изображением птиц и их корма; схема описательного рассказа; простые карандаши; материал для изготовления необычных кормушек (половинки яблок, шпажки, кусочки булки); медальки для награждения детей.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за птицами во время прогулок, подкармливание птиц.

2. Беседа о зимующих птицах.

3. Рассматривание альбомов о зимующих птицах.

4. Чтение энциклопедий, книг о птицах, как выглядят, чем питаются.

5. Чтение рассказов и стихотворений о зимующих птицах.

6. Разучивание физминутки «Синица».

5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Птицы крыльями махали».

6. Разучивание с детьми стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» (отрывок)

7. Отгадывание загадок о зимующих птицах.

В НОД использованы (формы, методы и приёмы) :

-формы (подгрупповая, индивидуальная);

- методы/приёмы (наглядные – презентация, демонстрация картин;

практические – дидактические и словесные игры, узнавание

корма на ощупь;

словесные – беседа, рассказ, стихотворения).

Участники: дошкольники 5-6 лет, учитель-дефектолог, воспитатель.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Длительность: 30 – 35 минут.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика. Настрой на занятие.

- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня на нашем занятии. Поздоровайтесь с ними.

А сейчас все встанем в круг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Пусть ваши улыбки помогают нам быть добрее и внимательнее друг к другу.

сл. 2

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.

(Дети стоят в кругу)

- Сейчас мы отправимся на необычную прогулку в парк.

- Какое время года идёт? (Идёт зима)

сл. 3

-Какая зима? (Зима красивая, снежная, белая, холодная, морозная, сказочная)

- Сколько снега выпало зимой? (Зимой выпало много снега. Выросли большие, глубокие сугробы)

сл. 4

3. Д/и «Узнай звук». Развитие слухового восприятия.

(Включается запись «Скрип снега»)

-Что вы слышите? (Снег скрипит. Кто-то идёт по снегу)

- Давайте и мы отправимся по снежной тропинке в зимний парк. Надеваем тёплые сапоги, зимнюю куртку, меховую шапку, завяжем шерстяной шарф, не забудем варежки. А теперь вставайте друг за другом. Поднимайте ноги высоко, снега много намело.

(Дети идут друг за другом под скрип снега до стола)

4. Д/и «Сложи картинку». Развитие зрительного восприятия, целостного образа предмета.

(Дети подходят к столу, встают вокруг него)

- Вот мы и пришли в зимний парк. Посмотрите, как здесь красиво.

сл. 5

- Ребята, как вы думаете, кого мы можем встретить в зимнем парке? (Людей, животных, птиц)

- Если вы соберёте разрезные картинки, вы точно скажете, кого мы встретим в зимнем парке.

(Под музыку А. Вивальди «Зима» дети собирают разрезные картинки зимующих птиц: снегиря (4 ч., синицы (4 ч., воробья (4 ч., вороны (5 ч., галки (4ч., голубя (5 ч., сороки (5 ч.). Разрезы разной степени сложности)

- Молодцы! Кого ты собрал? (Я собрал снегиря. Я собрала синицу. Я собрал ворону. Я собрал воробья. Я собрала галку. Я собрал голубя. Я собрал сороку.)

-Назовите одним словом, кого мы увидим в зимнем парке? (Мы увидим зимующих птиц)

сл. 6

- Почему называем птицами? (У птиц есть 2 крыла, 2 лапки, клюв, хвост, перья. Птицы умеют летать.)

- Почему это зимующие птицы (Зимующие птицы не улетают в тёплые края. Они остаются с нами зимовать.)

5. Д/и «Чей? Чья?», д/и «Назови ласково».

- Назови птичку ласково и ответь на вопрос Чья? Или Чей?

(Моя синичка. Мой снегирёк. Мой воробушек. Моя галочка. Мой голубок. Моя

воронушка. Моя сорокушка.)

6. Упражнение на дыхание «Согрей птичку».

- Птицам очень холодно зимой, давайте согреем их своим тёплым дыханием.

Осторожно возьмё м птичек в свои руки и подышим на них: хо – хо – хо…

сл. 7

7. Д/и «Составь новое слово».

(Дети проходят на стулья)

- Присаживайтесь на стулья.

- Когда мы видим птиц, то как нам узнать каждую? (Мы узнаём птиц по цвету

пёрышек и размеру)

- Если у синицы жёлтая грудка, то её называют… (желтогрудая синица)

сл. 8

(Каждая птица появляется на слайде после того, как её назовут)

- Если у снегиря красная грудка, то его называют… (красногрудый снегирь)

- Если у снегиря чёрная голова, то его называют…. (черноголовый снегирь)

- Если у сороки белые бока, то её называют…. (белобокая сорока)

- Если у сороки длинный хвост, то её называют… (длиннохвостая сорока)

- Если у вороны чёрные крылья, то её называют… (чернокрылая ворона)

- Если у дятла острый клюв, то его называют… (остроклювый дятел)

8. Динамическая пауза.

-Давайте отдохнём немножко, погреемся.

сл. 9

Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах)

Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)

Завертелась, как волчок (кружатся вокруг себя)

Вот присела на минутку (приседают)

Почесала клювом грудку (наклоны головы влево-вправо)

И с дороги на плетень (прыжки на левой ноге)

Тири-тири (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень (прыжки на двух ногах)

9. Д/и «Чей голос»

- Молодцы! Присаживайтесь. Давайте послушаем, как подают голос птицы.

Узнайте, чей это голос.

(Включается аудиозапись «Голоса птиц», на слайдах 10-16 появляются изображения

Птиц после того, как дети отгадают голос птицы)

- Это синица тинькает.

- Это снегирь свистит.

- Это воробей чирикает.

- Это ворона каркает.

- Это сорока стрекочет.

- Это голубь воркует.

- Это дятел стучит.

10. Беседа о жизни птиц в зимнее время.

- Скажите, ребята, о чём могут попросить птицы людей в зимнее время?

(Птицы могут попросить покормить их зимой, дать им поесть)

- Да, дети, зима – очень трудное время для птиц. Почему?

(Птицам нечего есть, всё укрыто снегом, им голодно и холодно)

- Что для птиц страшнее: голод или холод?

(Для птиц страшнее голод)

- Почему?

(Голодная птица быстрее замерзает)

- Как мы можем помочь птицам зимой?

(Мы можем сделать кормушки и подкармливать птиц)

сл. 17

- Чем можем покормить птиц?

(Мы можем покормить птиц кусочками булки, пшеном, семечками, семенами)

11. Д/и «Узнай корм на ощупь»

- Попробуйте узнать корм на ощупь.

(Корм – кусочки булки, семечки, пшено, семена, сало, ягоды рябины - находится

в одинаковых баночках. Дети с закрытыми глазами узнают корм на ощупь)

сл. 18

12. Д/и «Кто чем питается»

- Пройдите за столы, займите своё место. Сейчас вы покормите своих птиц их

любимым кормом. На карточке надо выбрать и провести линию от птицы к

корму, который она любит.

(Дети выполняют задание под музыку «Зимний лес»… После выполнения задания

идёт проверка)

- Все справились. Молодцы! Давайте проверим, что любит твоя птица?

сл. 19

- Мой снегирь любит ягоды рябины.

- Моя синица любит сало.

- Мой воробей любит кусочки булки, пшено, семечки.

- Мой голубь любит кусочки булки, пшено, семечки.

- Моя ворона любит остатки пищи.

- Моя галка любит остатки пищи.

13. Гимнастика для глаз.

- Наши птички наелись и стали весело летать. Давайте глазками, не поворачивая

головы, проследим за снегирём.

(У дефектолога в руках яркая картинка снегиря на палочке)

Снегирь полетел вверх.

Снегирь улетел вправо.

Снегирь перелетел влево.

Снегирь слетел на землю.

Снегирь облетел вокруг и упорхнул.

сл. 20

14. Составление рассказа-описания о снегире по опорной схеме.

- Снегирь – яркая, красивая птица. Сейчас вы по опорной схеме расскажете о

снегире.

( Примерный рассказ: «Снегирь –зимующая птица. Он маленький. Его пёрышки

красные, чёрные, серые, белые. У него чёрная голова. Он черноголовый. Грудка

красная. Снегирь красногрудый. Крылья чёрные с серым и белым. Две тонкие

цепкие лапки. Хвост чёрный. Клюв маленький, острый. Снегирь любит ягоды

рябины.)

(Спрашивает 2-3 детей)

- Молодцы! Вы замечательно справились!

сл. 21

15. Динамическая пауза.

- Наша прогулка в зимний сад завершается. Пришло время возвращаться в детский

садик. Идём по сугробам.

(Дети идут друг за другом под скрип снега до стола к воспитателю)

сл. 22

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

16. Пальчиковая гимнастика.

- Вот мы и пришли в детский садик. Давайте разденемся. Снимем варежки, развяжем шарф, снимем сапожки, шапку, курточку.

(Дети имитируют снятие верхней одежды и обуви)

- Проходите за столы, присаживайтесь. Давайте разомнём свои пальчики, погреем ручки.

Птицы крыльями махали,

Всё летали и летали.

Птицы в воздухе кружились,

На дорогу опустились,

По дороге поскакали,

Крошки, зёрнышки искали.

сл. 23

17. Рассматривание и обследование объекта изготовления кормушки «Ёжик».

- Ребята, вы любите лакомства, «вкусняшки»? (Да)

- Птицы тоже любят полакомиться вкусненьким. Сейчас мы сделаем для них

угощение.

- На кого оно похоже? (Угощение похоже на ёжика)

- Из чего мы будем делать? (Угощение мы будем делать из половинки яблока,

шпажки и кусочков булочки)

18. Показ способов изготовления объекта «Ёжик».

- Может кто-то догадался, как это сделать?

(На шпажку надо наколоть кусочки булки и воткнуть в половинку яблока)

(Если дети будут затрудняться, воспитатель помогает наводящими вопросами)

19. Продуктивная деятельность.

- Хорошо, приступайте к работе.

(Дети выполняют задание под музыку «Зимний лес». Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.)

сл. 24

18. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

- Молодцы, ребята! Хорошее угощение вы сделали для птиц. Они будут рады!

- Сейчас Вероника и Алёша прочитают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой», которое они подготовили

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть зерна и

Не страшна будет им зима!

- О каких птицах мы говорили? (Мы говорили о зимующих птицах)

- Что для них сделали? (Мы сделали для них вкусное угощение)

- На прогулке развесим угощение на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут

его есть. Думаю, они скажут нам спасибо.

- Вы хорошо потрудились. Вы добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные.

Настоящие друзья птиц! И поэтому вы награждаетесь медальками за любовь и

заботу о птицах. Наше занятие закончено.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группыКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группы Задачи: • Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. • Расширять знания детей о ветре, научить определять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Цветочная клумба»Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Цветочная клумба» Цель: Формирование у детей знаний о летних изменениях в природе. Задачи: 1. Закреплять у детей знания о лете, о цветах; 2. Формировать у.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во второй группе раннего возраста «Укладываем куклу спать»Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи во второй группе раннего возраста «Укладываем куклу спать» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N10»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы «Что мы знаем о рыбах» Задачи: Образовательные: -Закреплять знания об обитателях воды-рыбы; -Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Мероприятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «Прогулка по лесу» Тема: «Прогулка по лесу» Цель: формирование целостной картины мира и предпосылок экологического сознания. Задачи: Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «На прогулку в зимний парк» для детей старшей группы
Опубликовано: 16 июня 2021 в 17:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «На прогулку в зимний парк» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Марина Обухова (УИ 297826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД