Людмила Кикина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек.
- формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности;
- формировать представление о России, как о многонациональной стране;
- расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения;
- продолжать знакомить с предметным содержанием окружающего рукотворного мира (наименование, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов);
- продолжить расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „В гости к матрешкам“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Развивающие:
- развивать интерес детей, любознательность, воображение, творческую активность, зрительную память;
- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов- определений;
- развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;
- развивать игровую деятельность детей, двигательную активность, мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; закреплять приемы рисования.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей Родине,
- воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;
- формировать устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности;
развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» - Уточнять названия и назначение игрушек, название предметов народной одежды, элементов народного орнамента. Обучать умению вести диалог с педагогом; учить детей согласовывать прилагательные с существительными; продолжать учить внятно произносить гласные и согласные звуки; развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие; помогать доброжелательно общаться друг с другом.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Развивать способность творческого воображения при восприятии музыки.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»- Развивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности; воспитывать умение слушать друг друга и воспитателя, совместно действовать во время игр.
ОО «Физическое развитие» - учить выполнять игровые действия, способствовать совершенствованию выполнения детьми основных видов движений. Воспитывать интерес к физическим упражнениям; развивать физические качества, соблюдать правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений песен, считалок, игр, частушек;
Беседа о народных традициях русского и мордовского народа; о мордовских именах девочек и мальчиков;
Рассматривание фотографий с народными игрушками; экскурсия в музей ДОУ, знакомство с куклой в мордовской одежде, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», Разучивание стихотворений песен, считалок, игр, частушек; слушание песен и народной музыки (Русской и мордовской).
Словарная работа: шумбрат, Вирява, деревянная, расписаны на диво, восьмиконечная звездочка, мордовская рубаха- панар, передник – пулай, головной убор - панго.
Оборудование и материалы:
наборы матрёшек : в русском и мордовском костюмах, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, кукла Вирява, кукла в мордовской одежде –Лада, кисти, печатки, гуашевые краски, фонотека «Народная музыка».
Ход НОД:
Воспитатель:
- Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл в гости? Это кукла Лада!
Посмотрите, какая красивая у нее одежда! (воспитатель обращает внимание детей на куклу в мордовской одежде) Здравствуй Лада! (дети здороваются)
- Ребята, Лада мне рассказала, что у неё есть подружки. Отгадайте, что же это за подружки у нашей Ладушки?
Воспитатель загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшки. Ребята, Лада очень соскучилась по своим любимым подружкам, и предлагает нам с вами отправиться вместе с ней в гости к матрёшкам. Хотите пойти? Тогда отправляемся в путь.
Путь не близкий будет, не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
(под русскую народную музыку дети идут по дорожке)
Останавливаются на полянке, где «стоят деревья», на пеньке сидит кукла в мордовской национальной одежде Вирява)
Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это хозяйка лесов нашего мордовского края. Зовут ее Вирява. Лада говорит ей «Шумбрат». Давайте и мы поздороваемся с ней по- мордовски.
Дети здороваются с ней.
-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, Вирява не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ей о них?
Дети.
Воспитатель: Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка нравится не только у детям, но и у взрослым.
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?
Ответы детей.
- Из дерева, молодцы! Значит игрушка-матрешка какая?
Ответы детей.
(Дети хором повторяют слово «деревянная»)
Воспитатель: А наши дети знают стихотворения о матрёшках и сейчас они тебе расскажут их:
Дети читают стихи.
1 ребенок. Матрёшка на окошке, в ярком сарафане
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.
2 ребенок. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
3 ребенок. Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
Воспитатель: Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. До свидания, Вирява. (Дети с куклой Ладой идут под мордовскую музыку дальше, останавливаются на другой полянке)
Воспитатель: А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: одна - в русском, другая – в мордовском сарафанах)
Дети рассказывают о матрешках, их одежде.
Воспитатель: Ребята, это матрёшка в русском сарафане. (показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
А, это матрёшка – в мордовской одежде. (показ матрешки) По форме она такая же, как и первая матрешка. У нее тоже фартук и сарафан, но украшена одежда по-другому. Основные цвета: белый, алый, черный, жёлтый. Узор на сарафане - восьмиконечная звездочка, сложный головной убор, шейные и нагрудные украшения. (Элементы одежды рассматриваем: головной убор – панго, мордовская рубаха- панар, передник – пулай, бусы в несколько рядов.)
-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга?
Дети: (по форме, цвету, рисункам на фартуках и сарафанах).
- И у них разные названия. Одна матрёшка - русская, а другая - мордовская.)
-Молодцы! Хоть матрешки и в разных костюмах, но они очень дружные, они никогда не ссорятся. Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?
-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать фотографии матрёшек и подарить каждой матрешке свою. (дети собирают фото матрёшек, игра «Разрезные картинки»)
-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».
- А мы сейчас с вами покажем, что могут матрешки делать.
Физкультминутка «МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные - матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
(Дети и кукла Лада под музыку идут дальше и останавливаются на полянке возле домика)
-Посмотрите, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку «выходят» матрёшки)
-Как дружно нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
Вот мы и пришли к матрешкам,
Ложки деревянные,
Матрешечки - румяные.
-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся, рассматривают их, рассказывают какая у них одежда)
- А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек.
-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойдите и соберите матрёшек в русской одежде, а другие дети соберут матрешек в мордовской одежде. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А, которая осталась -
Больше всех перепугалась.
-Молодцы! Нашим матрешкам очень хочется подружиться с другими матрешками. Давайте им подарим подружек-матрешек, сделанных своими руками? Но у них нет ярких сарафанов. Давайте их нарисуем. Дети рассматривают основные элементы мордовского орнамента – галочка, елочка, ромб, крест.
Чем будем расписывать? – подготовленной печаткой и кисточкой.
Вспомним правила рисования: сидеть нужно прямо и удобно; рисовать - аккуратно, кисть держать тремя пальцами, ворс кисти – направлен вниз, в воздухе нарисуем круг, овал, квадрат, маленький кружок, локоть неподвижен, работает только кисть руки, лист неподвижен, рисуем кончиком кисти, печатку держим в левой руке, наносим на нее краску и печатаем узор, не забываем нарисовать матрешке глаза, нос, рот, челку.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
(Продуктивная деятельность детей. Звучат народные мелодии) Во время деятельности воспитатель вместе с куклой Ладой рассматривает, подбадривает, хвалит детей, «помогает» при необходимости детям индивидуально.
Вот какие нарядные матрёшки у нас с вами получились.
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение. (Готовые работы вывешиваются на доску декоративными зажимами.)
Вот для вас и подружки готовы!
Мы – мордовские матрешки,
До чего ж мы хороши!
Нас ребята из детсада
Расписали от души!
Анализ детских работ совместно с детьми.
-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек, а еще у них с вашей помощью появилось так много подружек у матрешек. Кукла Лада тоже с нами прощается, ей было с нами очень интересно, она увиделась с матрешками, но ей хочется посмотреть наш детский сад, и она отправляется к ребятам в другую группу. Дети говорят «До свидания» матрешкам и кукле Ладе. Дети «возвращаются» в группу.
Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, что нового вы узнали сегодня?
-Какие новые слова узнали и запомнили?
- Что вам понравилось?
Литература:
1. «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., Кондратьева Л. Н., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014;
2. Ольга Дыбина "Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада», 2015;
3. Программа «Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений.
4. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510с.
5. Караковский В. А. Воспитательная система школы. — М., 2004.
6. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.
7. В. Вихляев. Древняя Мордва. Саранск. Издательский центр ИСИ, 2007 год.
8. Т. Комарова. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Издательство Мозаика-синтез. 2009 год.
9.http://bebygarden.ru/kartoteka-stihov-zagadok-pesenok-i-poteshek-o-matreshkah/ © bebygarden.ru