Анастасия Комиссаренко
Проект «Дикие животные» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
в подготовительной логопедической группе.
Составил воспитатель:
Комиссаренко А. А.
Название проекта : «Дикие животные наших лесов»
Публикация «Проект „Дикие животные“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Краткое описание проекта : данный проект представляет собой работу поознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию бережного отношения к природе.
Цель проекта : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Сформировать целостное представление о диких животных, их характерных отличительных способностях, закрепить понятие «дикое животное».
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу. 2. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора, существительных с суффиксом ИЩ. (усищи, ножищи, лапищи и т. д.); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др., Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий, длинноухий, длинноногий и т. д., притяжательных прилагательных (лосиный, ежиный, лисий, волчий и др.) 3. Согласование числительных с существительным 4. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие: 1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. 2. Способствовать развитию просодической стороны речи. 3. Способствовать развитию фонематического восприятия. 4. Развитие навыка связной речи. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
Воспитательные: 1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников. 2. Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
Вид проекта : творческий
По - методу информационный, фронтальный
По - содержанию – лес и его обитатели
По - количеству участников – групповой
По - продолжительности краткосрочный
Характеристика проекта по длительности : краткосрочный (1 неделя)
1. Введение
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому мы педагоги – практики включилась в активную поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Мы, считаем, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике мы решили использовать: нормативную проектную деятельность.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена :
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова, аграмматизмы в речи.
Задачи для детей:
• Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
• Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.
Задачи для родителей:
• создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка,
• использовать знания детей, приобретенные на занятиях в детском саду,
• уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Задачи для педагогов:
• развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта :
1. Педагоги: логопед, воспитатели группы.
2. Дети подготовительной группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта : 1 неделя
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :
Дети:
• овладевают знаниями о диких животных; обогащение пассивного и активного словарного запаса;
• проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе ;
• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности,
Родители:
• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Сроки реализации: 3-я неделя декабря
Основные направления реализации проекта :
1) Познание: «Дикие животные наших лесов»;
2) Чтение художественной литературы «Теремок»
3) Аппликация «Лисичка»
4) Рисование «Мое любимое животное»
5) Логопедическое фронтальное занятие «Дикие животные», с использованием драматизации сказки «Теремок;
6) Домашнее задание для детей и родителей – совместное рисование (разукрашивание) в нетрадиционной технике животного леса с составлением описательного рассказа о нем. Лексико-грамматические игры по лексической теме.
Предварительная работа:
1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатная игра с элементами драматизации сказки «Теремок»,
, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др., Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий, длинноухий, длинноногий и тдидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.
2)Подготовка к итоговому фронтальному логопедическому занятию «Дикие животные наших лесов». Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей
Участие родителей в проекте :
1) Разучивание стихотворений с детьми, работа по заданию логопеда в индивидуальных дневниках по карточкам с речевым материалом.
2) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование – разукрашивание дикого животного в нетрадиционной технике).
Участие логопеда и воспитателей группы в проекте :
1) Сбор информации;
2) Поиск методической литературы; разработки конспектов занятий, бесед; пополнение группы игровым материалом, подготовка к занятиям с использованием сюрпризных моментов.
3) Работа с родителями:
1. Привлечь родителей к сбору информации для создания «Красной книги
2. Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о лесных животных.
3. Консультация для родителей «Дикие животные».
4. Папка-передвижка «Логопед советует»
4) Работа с детьми :
Форма постановки:
-использование сюрпризного момента, загадки, игры, настольный театр, инсценированние сказки о животных.
Дидактические игры:
1. «Чья мама?»;
2. ««Угадай, кто я?»;
3. «Кто где живет?»;
4. «Четвертый лишний»;
5. «Помоги животным подготовиться к зиме»;
6. «Собери картинку»;
Подвижные игры:
1. «У медведя во бору»;
2. «Зайка беленький сидит»;
3. «Лиса в курятнике»;
4. «Волк и зайцы»;
Рассказ воспитателя о диких животных
«В зимнем лесу»
«Как животные готовятся к зиме».
Выставка работ детей
Чтение художественной литературы:
А. Прокопьев «Белка»;
«Сказка про храброго Зайца – длинные уши», С. Козлов;
«Приключение Мишки – Ушастика», И. Янчарский;
«Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»;
«В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»;
«Лиса Патрекеевна», р. н. с., обр. К. Ушинский;
«Волчишко», Е. Чарушин:
«У страха глаза велики», р. н. с.
Продукты используемы воспитателями группы в проектной деятельности :
1) Лепка «Грибочки и орешки для белочки»
2) Рисование «Медвежата»
3) Рисование «Колосок для мышки»
4) Рисунки «Кто что ест?», «Узнай по контуру»
5) Аппликация «В лесу»
Этапы работы над проектом :
Понедельник:
1) Познание «Дикие животные наших лесов»
2) Гость группы белка
3) Пальчиковая игра «Белочкин запас»
4) Физкультминутка «Звериная зарядка»
5) Игры «Кто где?», «Кто спрятался?»
Вечером:
1) Игра «Кто что ест?»
2) Игра «Угощение для наших друзей!»
2) Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»
Вторник:
1) РЭМП «Сравнение по высоте» - упражнять в счете в пределах 3, сравнение диких животных по высоте, учить составлять елку из 3- х треугольников (высокую и низкую)
2) Настольно – печатная игра «Кто где живет?»
Вечером:
1) Дидактическая игра «Назови жилище»
2) Сюжетно – ролевая игра «Строим дом для зайчика»
Среда:
1) Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», беседа по содержанию рассказа;
2) Игра «Прятки» (ориентировка в пространстве)
Вечером:
Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям
Четверг:
1) Познание «Теремок» (пересказ сказки) – упражнять детей в умении драматизировать сказку, пересказывать близко к тексту.
2) Конструирование «Теремок для всех зверей»
Вечером:
1) Беседа «Разная осень» Рассматривание картин.
Пятница:
1) Фронтальное логопедическое занятие «Дикие животные наших лесов» с приглашением родителей для просмотра занятия.
Вечером:
1) Чтение рассказа «» автор (беседа по содержанию)
2) Игра с массажными шариками «Мой колючий ёж»
2) Игровая ситуация «Медвежата потерялись»
Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
• возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки диких животных и пытаются осуществлять ролевой диалог;
• считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать перспективу проекта “ Животные жарких стран”, создать «Книгу джунглей» с условными цветовыми или иными рисунками и обозначениями.
Приложение 1
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Непоседы»
Лексическая тема : «Дикие животные наших лесов.»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ. 2. Согласование числительных с существительным 3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивающие: 1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. 2. Способствовать развитию просодической стороны речи. 3. Способствовать развитию фонематического восприятия. 4. Развитие навыка связной речи. Воспитательные: 1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников. 2. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок», игровое поле, демонстрационный материал :рисунки частей животных. Предварительная работа: 1. Чтение сказки «Теремок» 2. Рассматривание иллюстраций о животных 3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент: - Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы. Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней. (Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.)
1. Живёт в норке, грызёт корки
Короткие ножки, боится кошки (мышь)
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
3. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк)
4. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы (заяц)
5. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней (лиса)
6. Скачет зеленая зверушка
Не рот, а ловушка
Попадут в ловушку
И комар и мушка (лягушка)
Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»
2. Сообщение темы занятия
- Из какой сказки эти герои? Теремок. - Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка)3. Расширение словаря по теме.
Воспитатель : Стоит в поле теремок Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:
РЕБЕНОК : -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж. (Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т. д.) - Вошла мышка и стала там жить.
4. Согласование существительных с числительными
ВОСПИТАТЕЛЬ: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала: РЕБЁ НОК: - ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД : пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 2, 32 (1 лось, лиса и т. д.) - Вошла лягушка и стала там жить.
5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает:
РЕБЁ НОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД : Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково. (Мышь-мышка, заяц, ёж, белка, волк, лиса, медведь, лось…., кабан) - Вошёл зайчик и стал там жить.
6. Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»
Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)
Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)
-здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)
-здравствуй, белочка-сестричка!
-здравствуй, серенький волчонок!
-здравствуй, беленький зайчонок!
-и колючий брат-ежонок.
7. Образование притяжательных прилагательных
ВОСПИТАТЕЛЬ: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает:
РЕБЁ НОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты. (Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т. д. (по картинкам) - Вошла лисичка и стала там жить.
8. Употребление сложных прилагательных
ВОСПИТАТЕЛЬ: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает:
РЕБЁ НОК: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.
Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,
У зайца уши длинные – длинноухий,
У белки рыжий хвост – рыжехвостая,
У медведя короткий хвост – короткохвостый.
У ежа острый нос – остроносый,
У зайца косые глаза – косоглазый,
У лося длинные ноги – длинноногий. - Вошел волк и стал там жить.
9. Образование существительных с суффиксом –ищ Работа над просодикой речи
ВОСПИТАТЕЛЬ: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в норках словно мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где искать – не знал. Увидел теремок и прорычал: РЕБЁ НОК: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: пущу, если ребята скажут у кого что?
У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,
У медведицы лапы, у…
У зайчихи уши…
У лисицы хвост…
у лосихи рога…
у ежихи когти…
у волчицы зубы…
- Вошёл медведь в теремок и стал там жить.
10 .Составление рассказа-описания
ЛОГОПЕД : Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме
Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.
Медведь дикое животное.
Медведь живет в берлоге.
У медведя детёныши – медвежата.
Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.
11. Итог занятия
Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке. Понравилась вам сказка?
Давайте споём песню о дружбе.