Надежда Лошакова
Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение и закрепление артикуляционной позы, необходимой для правильного произнесения звука; этап непосредственной постановки звука и работа по (автоматизации) закреплению поставленного звука и введению его в активное употребление.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для успешного завершения работы над звуками необходим четвертый этап — этап дифференциации звуков.
В чем заключается необходимость этого этапа?
Ребенок на слух и в произношении или только в произношении (что является наиболее легкой формой) смешивает звуки одной фонетической группы (С—3, Ш—Ж, Л—Р) между собой или звуки разных фонетических групп, близких по артикуляции (С—Ш, 3—Ж, и т. д.).
Эти нарушения звуков в речи ребенка можно классифицировать следующим образом:
по типу пропусков (когда звук просто опускается : коова вместо коРова;
по типу искажения (когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту);
по типу замен (коСка вместо коШка, и наоборот);
по типу оглушения или озвончения (ФареШка вместо ВареЖка, Гошка вместо Кошка).
В последних двух случаях после постановки звука и введения его в речь и возникает необходимость отдифференцировать новый звук от того звука, на который он заменялся.
Этап дифференциации звуков также подразделяется на подэтапы.
Дифференциация поставленного звука изолированно.
Дифференциация звука на уровне слога.
Дифференциация звука на уровне слова.
Дифференциация звука в словосочетаниях, фразах, предложениях.
Работа над дифференцируемыми звуками в скороговорках, пословицах, загадках, стихах (заучивание, текстах (пересказ) и т. д.
Цель: закрепить умение различать и правильно произносить звуки С и Ш изолированно, в слогах, словах и текстах.
Задачи:
Развитие фонематического слуха
Соотнесение звука и буквы
Формирование навыка звукового и слогового анализа
Развитие внимания, мышления, восприятия
Расширение словарного запаса