Анастасия Кужелева
Дифференциация звуков [л] и [р].
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна».
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [л], [р];
- упражнять в правильном произношении и различении звуков [л], [р] изолированно, в слогах, словах, предложении и в тексте;
-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; языкового анализа и синтеза;
- обобщить представления о весне и типичных весенних явлениях в природе;
- активизировать словарь по теме "Весна".
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, мелкую моторику;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- создать положительные эмоции;
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать инициативность, самостоятельность.
Лексический материал: слова и предложения со звуками [л] - [р].
Оборудование: настенное зеркало, салфетки, картинки грача, ласточки, картина с изображением весны, картинки с весенними явлениями в природе, картинки цветов: ромашка и ландыш, сюжетные картинки по теме «Наступила весна», план анализа артикуляции звука, схема характеристики звука, звуковые символы, буквы Р и Л, мяч, игра «Четвёртые лишний».
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, чтение стихов о весне, разучивание дыхательного упражнения «Цветочек», разучивание физической минутки «Весна».
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, добрый день. У меня есть для вас сюрприз. А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из отрывка мультфильма, который я вам покажу. Пожалуйста, посмотрите внимательно.
Логопед: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
Дети: Да! О весне.
Логопед: Правильно, ребята! Молодцы!
2. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Чтобы чётко отвечать – надо язычок размять. Ребята, выполним весёлую гимнастику для язычка. В порядке очерёдности берёте по одной карточке, переворачиваете её и выполняете упражнение для язычка.
Логопед: Денис, бери карточку. Как называется упражнение?
Ребё нок: Упражнение называется «Заборчик».
Логопед: Молодец! Выполняем под счёт. Вы выполняете, я считаю- 5 секунд.
-«Лопатка» - 5 секунд.
-«Парус»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Грибок»- 5 раз.
-«Барабан»- 5-7 раз.
Логопед: Ребята, вы хорошо выполнили упражнения! Старались. Молодцы!
Дыхательное упражнение «Цветочек» :
Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их.
Подснежники цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.
К цветку носик приближаем –
Аромат цветов вдыхаем.
Логопед: Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон.
(Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
Логопед: Молодцы, ребята!
3. Объявление темы занятия:
(Логопед вывешивает картину «Весна»)
Логопед: Ребята, посмотрите на картину и скажите, без чего не бывает весны?
Дети: Не бывает весны без солнышка, без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц.
Логопед: Молодцы, ребята! Все рады весне, ждут её с нетерпением, потому что к нам в гости прилетают птицы. А какие именно я вам загадаю, попробуйте отгадать загадки.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник тёплых дней.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Дети: Грач.
Логопед: Молодцы, ребята! Конечно это грач. Вот он, посмотрите, грач прилетел к нам в гости.
Логопед: Послушайте другую загадку.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Дети: Ласточка.
Логопед: Догадались! Молодцы! Ласточка тоже прилетела к нам в гости.
Логопед: Какой звук слышится в начале слова «ласточка».
Дети: В начале слова «ласточка» слышится звук [л].
Логопед: Какой звук слышится в середине слова «грач».
Дети: В середине слова «грач» слышится звук [р].
Логопед: Молодцы, ребята! Сегодня Ласточка и Грач помогут нам закрепить звуки [р] и [л].
4. Проговаривание изолированно звуков :
Логопед: Ребята, грач и ласточка придумали для вас задание «Весенние цветы» и предлагают вам обвести их по контуру пальчиком и длительно произнести звук [л] или звук [р].
Денис, у тебя какой цветок?
Ребё нок: У меня ландыш.
Логопед: Какой первый звук в слове ландыш?
Ребё нок: В слове ландыш первый звук [л].
Логопед: Правильно. Какой звук будешь произносить?
Ребё нок: Звук [л].
Логопед: Молодец!
Лавр, у тебя какой цветок?
Ребё нок: У меня ромашка.
Логопед: Какой первый звук в слове ромашка?
Ребё нок: В слове ромашка первый звук [р].
Логопед: Правильно. Какой звук будешь произносить?
Ребё нок: Звук [р].
Логопед: Молодец! Приступаем к работе.
(Дети выполняют задание)
Логопед: А теперь поменяемся картинками и продолжим.
(Дети поменялись картинками и выполняют задание)
Логопед: Молодцы, ребята!
5. Анализ артикуляции звуков [л] и [р] :
Логопед: Ребята, в названиях птиц, которые прилетели к нам в гости, есть два похожих звука. Но сейчас мы нюхали подснежники и при выдохе звуки поменялись. Теперь их зовут: Глач и Расточка. Вы догадались, какие звуки поменялись?
Дети: Звук[л] поменялся со звуком [р].
Логопед: Правильно, ребята. Чтобы нам их больше не путать, расскажем, как образуются эти звуки. Ты, Денис, расскажешь про звук [р]. А Лавр расскажет про звук [л]. Посмотрите на схему.
(Логопед кладёт схему для анализа звуков, дети по очереди отвечают, можно показывать пальчиком по схеме, логопед добивается полного ответа)
Денис: Когда я говорю звук [р] мои губы улыбаются.
Лавр: Когда я говорю звук [л] мои губы тоже улыбаются.
Логопед: Молодцы! Дальше смотрим на схему.
Денис: Когда я говорю звук [р] мои зубы открыты.
Лавр: Когда я говорю звук [л] мои зубы тоже открыты.
Денис: Когда я говорю звук [р] мой язык широкий, за верхними зубами бьётся о бугорки.
Лавр: Когда я говорю звук [л] мой язык тоже широкий, за верхними зубами упирается в бугорки.
Логопед: Правильно! Дальше смотрим на схему.
Денис: Когда я говорю звук [р] воздушная струя долгая и сильная.
Лавр: Когда я говорю звук [л] воздушная струя долгая и слабая.
Денис: Когда я говорю звук [р] мой голос звонкий, работает.
Лавр: Когда я говорю звук [л] мой голос тоже работает.
(Логопед переворачивает схему)
6. Характеристика звуков :
Логопед: Денис, звук [р] какой?
Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Лавр, звук [л] какой?
Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Молодцы, ребята!
7. Связь звуков с буквами :
Логопед: Ребята, у меня есть буквы: л и р. Как вы думаете, кому какая буква подходит?
Дети: Грачу – буква р. Ласточке – буква л.
Логопед: Молодцы! Справились.
8. Развитие фонематического слуха:
Логопед: Ребята, у меня на разносе картинки с весенними явлениями в природе. Расскажем птицам, что их может ожидать в природе, когда они прилетают к нам весной.
Лавр, ты выберешь весенние явления в природе со звуком [л]. И покажешь их ласточке.
А ты, Денис, выберешь весенние явления в природе со звуком [р]. И покажешь их грачу.
Я буду вам их называть, а вы слушайте и распределяйте. Гроза, лужи, радуга, ледоход, ручьи, половодье, капель, реки.
Логопед: Молодцы, ребята! Справились с заданием.
9. Дифференциация звуков [л] и [р] в слогах :
Логопед: Ребята, вставайте со стульчиков, поиграем в игру «Непослушные звуки». Я вам буду говорить слоги, а вы заменяете звук [л] на звук [р] и наоборот.
Логопед: Денис, РА.
Ребё нок: ЛА.
Логопед: Лавр, ОЛ.
Ребё нок: ОР.
Логопед: Денис, УР.
Ребё нок: УЛ.
Логопед: Лавр, ПРО.
Ребё нок: ПЛО.
Логопед: Денис, ПЛУ.
Ребё нок: ПРУ.
Логопед: Лавр, АЛ.
Ребё нок: АР.
Логопед: Хорошо. Молодцы!
10. Дифференциация звуков [л] и [р] в словах :
Игра «Четвёртый лишний» с картинками – признаки весны.
Логопед: Ребята, грач и ласточка приготовили нам задачу. На картинках 4 признака весны. Но одна картинка лишняя, назовите слова, скажите какая картинка лишняя и объясните почему.
1 картинка: ручей, радуга, реки, ледоход.
2 картинка: гроза, лужи, ледоход, половодье.
Ребё нок: Ручей, радуга, реки, ледоход.
Лишняя картинка – ледоход, потому что в этом слове слышится звук [л]. А в других словах слышится звук [р].
Логопед: Молодец! Правильно. Следующая картинка.
Ребё нок: Гроза, лужи, ледоход, половодье.
Лишняя картинка – гроза, потому что в этом слове слышится звук [р]. А в других словах слышится звук [л].
Логопед: Правильно. Молодцы, ребята! Вы всё правильно выполнили.
11. Дифференциация звуков [л] и [р] в предложении:
Игра «Путаница».
Логопед: Ребята, грач раскрасил картинки, но получилась путаница. Давайте покажем нашим птицам, как нужно правильно раскрашивать.
(Логопед добивается полного ответа)
Дети: Радуга не зелёная, а разноцветная.
Логопед: Правильно.
Дети: Лужи не оранжевые, а серые.
Логопед: Молодец!
Дети: Ручьи не жёлтые, а синие.
Логопед: Хорошо.
Дети: Вода в реке не красная, а синяя.
Логопед: Молодцы, ребята! Справились с заданием.
12. Дифференциация звуков [л] и [р] в тексте :
Логопед: Ребята, послушайте рассказ «Здравствуй весна!». Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
Здравствуй весна!
Наступила весна. Побежали звонкие ручьи. Прилетели перелётные птицы. Ребята повешали скворечники на дерево.
Логопед: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, вы смотрите на картинку и заканчиваете его. Лавр, начнём с тебя.
(Логопед выкладывает на стол картинки по очереди)
Логопед: Наступила …
Ребё нок: … весна.
Логопед: Побежали …
Ребё нок: …звонкие ручьи.
Логопед: Прилетели …
Ребё нок: …перелётные птицы.
Логопед: Ребята…
Ребё нок: … повешали скворечники на дерево.
Логопед: Молодцы! Ребята, поиграем в игру «День и ночь». Когда я скажу «день» – ваши глазки открыты и смотрят на картинку. Когда я скажу «ночь» – вы глаза закрываете, я картинку переворачиваю, скажу «день» – вы глаза открываете и догадываетесь, какая картинка перевернулась. Вот сейчас день и вы смотрите на картинки, постарайтесь запомнить.
Логопед: Ночь.
(Логопед переворачивает картинку).
Логопед: День. Кто хочет ответить? Денис начнём с тебя.
Ребё нок: Побежали звонкие ручьи.
Логопед: Молодец! Ночь.
(Логопед переворачивает другую картинку).
Логопед: День. Лавр твоя очередь.
Ребё нок: Наступила весна. И т. д.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
13. Закрепление артикуляции звуков [л] и [р] :
Логопед: Ребята, повторим, как образуются звуки [л] и [р]. Ты, Денис, расскажешь про звук [р]. А Лавр расскажет про звук [л].
Денис: Когда я говорю звук [р] мои губы улыбаются.
Лавр: Когда я говорю звук [л] мои губы тоже улыбаются.
Денис: Когда я говорю звук [р] мои зубы открыты.
Лавр: Когда я говорю звук [л] мои зубы тоже открыты.
Денис: Когда я говорю звук [р] мой язык широкий, за верхними зубами бьётся о бугорки.
Лавр: Когда я говорю звук [л] мой язык тоже широкий, за верхними зубами упирается в бугорки.
Логопед: Хорошо! Дальше.
Денис: Когда я говорю звук [р] воздушная струя долгая и сильная.
Лавр: Когда я говорю звук [л] воздушная струя долгая и слабая.
Денис: Когда я говорю звук [р] мой голос звонкий, работает.
Лавр: Когда я говорю звук [л] мой голос тоже работает.
Логопед: Денис, звук [р] какой?
Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Лавр, звук [л] какой?
Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Молодцы! Хорошо усвоили материал.
14. Итог:
Ребята, какие звуки мы закрепляли?
Какие слова вам запомнились?
Какая игра вам понравилась?
(Логопед добивается полного ответа)