Надежда Алексеенко
Представление опыта «Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Публикация «Представление опыта „Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В прошлом учебном году я работала в подготовительной группе комбинированной направленности «Улыбка», где наряду с типично развивающимися детьми воспитывались дети с особыми образовательными потребностями (3 ребенка с задержкой психического развития и 4 ребенка с тяжелыми нарушениями речи). В связи с этим на начальном этапе нашего взаимодействия возникали некоторые трудности в организации различных видов деятельности, а также общении, создании благоприятного микроклимата в группе.
О том, как мы преодолевали эти трудности, и с какими результатами подошли к концу учебного года, я и хочу поделиться с вами.
Начну с краткой характеристики детей с ОВЗ на начало года.
- Дети испытывали трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое;
- затруднялись в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей были недостаточно точны и само количество образов-представлений у них было значительно меньше, по сравнению с типично развивающимися детьми;
- детям с ОВЗ была свойственна общая пассивность восприятия, что проявлялось в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».
- В рисунках отмечались выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей.
В ходе наблюдений я заметила, что почти у всех детей с ОВЗ имеется интерес к художественно-продуктивной деятельности, поэтому и коррекционно-развивающую работу я решила строить на основе продуктивной деятельности, ведь изобразительная деятельность - единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.
Для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. Продуктивная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).
В процессе продуктивной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам.
В нашей группе изобразительная деятельность для детей с ОВЗ носила эмоциональный и творческий характер. Моя задача как воспитателя состояла в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что было необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, формировать навыки изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.
У одной из воспитанниц группы были выявлены способности к творчеству, в частности, к изодеятельности, поэтому мной была разработана адаптированная образовательная программа для данного ребенка. (показ)
Слайд 2 Также мной были выявлены общие особенности изодеятельности, наблюдаемые у детей с ОВЗ в группе:
1) отсутствие интереса к результатам деятельности;
2) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
3) затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
4) обилие графических штампов;
5) статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;
6) отсутствие преднамеренного выбора цвета;
7) бедность цветового решения;
8) неразвитость композиционных сюжетных построений;
9) низкий уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одной из задач обучения детей с ЗПР считаю – насыщение их рисунков предметным и смысловым содержанием.
Слайд 3 Предметное рисование – изображение предмета, передача своих впечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности.
Слайд 4 Сюжетное рисование – содержанием такого рисунка является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.
Слайд 5 Декоративное рисование – имеет огромное значение в развитии основ личности ребенка – присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства родины, осознание себя как частицы своего народа.
Слайд 6 Работа проходила в несколько этапов:
1. Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.
2. Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
3. Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).
4. Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования.
Эстетическое воспитание в ходе изодеятельности осуществлялось по нескольким направлениям и предполагало формирование и развитие у детей эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.
В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как недостаток методического обеспечения для обучения и воспитания детей с множественными проблемами развития. В частности это касалось и изобразительной деятельности. Опробируя на практике разные методики и техники, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет нам достигнуть наилучших результатов при обучении детей.
У детей с ограниченными возможностями в группе «Улыбка» часто отмечалось нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияло на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование изобразительных навыков.
В ходе дальнейшей коррекционной работы с детьми с ОВЗ была выявлена проблема: Использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат.
В связи с этим возникла необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития мы использовали и изодеятельность.
Для разрешения проблемы возникла идея: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством современных методов и подходов по изодеятельности.
Слайд 7.Мной был разработан проект, целью которого являлось: формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие.
Слайд 8.Ставились следующие задачи:
1. Формировать художественно-творческие способности к изобразительной деятельности.
2. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, моторику рук, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
3. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру
4. Развивать умения в продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
5. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.
6. Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей, фантазии, воображения.
Ожидаемый результат:
1. Развитие художественно-эстетических способностей детей.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Формирование речевых навыков дошкольников.
4. Развитие интереса к познанию окружающего мира.
I. Подготовительный этап
1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями и педагогами проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
3. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Воспитание и обучение детей в этом блоке было направлено на развитие у детей художественных и творческих способностей. Этому способствовала соответствующая развивающая среда дома и в групповой комнате.
Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа строилась по следующим направлениям:
-работа с детьми;
-взаимодействие с семьёй.
Практическая значимость реализации художественно-эстетического развития являются:
• создание обстановки эмоционального благополучия;
• создание и обновление предметно-развивающей среды;
• творческий подход к содержанию образования;
• вариативность в выборе форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
• использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
• синтез организованной образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации с деятельностью по ознакомлению детей с окружающим миром; использование музыкальных произведений перед изобразительной деятельностью;
• взаимодействие с семьями воспитанников.
Слайд 9. Организация учебно-воспитательного процесса реализовывалась через
- Мероприятия по совместной деятельности воспитателя с детьми, которые включали в себя:
1. Пальчиковые игры: «Моя семья», «Считаем пальчики», «Как живешь?», «Дом на горе», «Замок».
2. Самомассаж ладоней и пальцев крупами, массажными мячиками, еловыми шишками и др.
3. Дидактические игры: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Цветные прищепки», «Чудесный мешочек», «Цветные палочки», «Найди пару».
4. Игры со шнуровкой
5. Игры с мелкими и крупными предметами (пуговицами, камешками, крупами)
6. Игры с настольным и напольным строительным материалом.
7. Экспериментирование с водой: «Переливание воды», «Окрашивание воды», «Вода из снега».
8. Настольный и пальчиковый театр «Курочка Рябя», «Теремок», «Колобок».
9. Игровые упражнения «Дорисуй, чего не хватает», «Подбери по цвету», «Наклей недостающие предметы», «Почини машину», «Найди такой же».
10. Использование музыки в организованной деятельноси и в режимных моментах для создания эмоционального фона.
11. Выставка детских работ, рассматривание экспонатов, творческих работ.
12. Рассматривание иллюстраций картин художников, книжных иллюстраций.
- Работа с семьей.
Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строилось по двум направлениям:
Первое направление – включало индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Организовывались индивидуальные беседы, консультации («Рисуем вместе с ребенком», «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка». В начале проекта было проведено анкетирование родителей группы на тему: «Выявление условий для художественной деятельности в семье», что позволило выяснить:
многие родители проявляют интерес к искусству, многие занимаются вышиванием, вязанием, бисероплетением, имели место и нетрадиционные техники рисования и аппликации (рисование в технике набрызг, аппликация различными материалами (цветным песком, крупами, салфетками);
Однако было выявлено, что привлечение детей к занятиям совместно со взрослыми практически не имело места, хотя дома имелись все необходимые условия, наличие оборудования, пособий для художественной деятельности.
У большей части детей группы имеется место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности, однако родители и другие члены семьи участие в организации художественной деятельности ребенка принимают редко.
В связи с этим просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу проходило через выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставок, выставки детских работ.
Второе направление – включало коллективные формы работы, которые обеспечивали организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства: была создана семейная фотовыставка где были запечатлены совместная деятельность ребенка и членов семьи; проводился родительский мастер-класс, на котором сами родители смогли попробовать рисовать в нетрадиционных техниках.
Создание семейной гостиной «Пластилин, какой он. Проблемы лепки», позволило повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики и её развитии при занятиях лепкой, а также заинтересовать родителей актуальностью данной темы, привлечь их к сотрудничеству.
В конце проекта родители совместно с детьми готовили атрибуты, декорации к вечеру досуга «По дорогам сказок».
Таким образом, взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников способствовало успешному решению задач для реализации проекта.
Слайд 10.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по художественному творчеству строилась на основе принципа «от простого к сложному» и проходила в несколько этапов:
ЭТАП ПЕРВЫЙ – Знакомство с материалами, используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т. д.).
Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работал один (в группе только, если он предварительно был подготовлен).
ВТОРОЙ ЭТАП - Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).
ТРЕТИЙ ЭТАП - Работа с трафаретами.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями.
ПЯТЫЙ ЭТАП - Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).
ШЕСТОЙ ЭТАП - Рисование по клеткам.
СЕДЬМОЙ ЭТАП - Самостоятельный рисунок на свободную тему.
ВОСЬМОЙ ЭТАП - Рисунок на заданную тему («сказочный герой», «дивный лес» и т. д.).
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - Все дети рисовали один рисунок на большом листе (коллективная работа «В гостях у сказки», где давался выбор каждому ребенку при использовании необходимых материалов. Этот этап был необходим для закрепления навыков коммуникации. Также использовали его для логического завершения работы (память для руководителя о группе, подведения итогов (вот чему мы научились; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т. п.).
Так же для того, чтобы ближе узнать эмоциональное состояние ребенка в ходе проекта использовались разные упражнения:
* «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
* «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
* «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
* «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе».
В результате анализа таких работ были выявлены дети эмоционально зажатые, с высокой тревожностью, которым более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям предлагались краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, пластилин, рисование мелом.
III. Заключительный этап включал в себя мониторинг развития детей с ОВЗ, в ходе которого были сделаны следующие выводы:
Коррекционная работа по изодеятельности способствует тому, что:
1. у детей формируются навыки наблюдения;
2. совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
3. дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
4. формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
5. дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
6. также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
7. дети учатся изображать предметы, т. е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
8. у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.
Слайд 11. Конкретно-практический характер организованной образовательной деятельности в нашей группе создавал благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей детей с ОВЗ, что позволяло мне успешнее управлять их эмоциями и развитием интеллектуальной деятельности:
-повысилась динамика интеллектуального, познавательного развития детей с ОВЗ;
- отмечена положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными техниками рисования, материалами для рисования и лепки, новыми игрушками, интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть с игрушками;
- повысилась речевая активность детей;
- вырос интерес к результатам деятельности;
- появились более четкие ассоциации между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
- понизилась затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
- выбор цвета стал преднамеренный;
- наблюдалось разнообразие цветового решения;
- развитие композиционных сюжетных построений;
- повысился уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
- стало более тесным взаимодействие педагог – родители.
Таким образом, целенаправленная организованная художественно-продуктивная деятельность представляет собой одно из важнейших средств сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Она является неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействует этому развитию.