Дьякова Татьяна Васильевна
«Домашние животные». Проект для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей 3-4 лет «Домашние животные»
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети младшей группы (2-4)лет, воспитатель, родители воспитанников.
Проблема
Диагностирование знаний детей по развитию речи показывает, что:
1. Дети не всегда умеют правильно называть домашних животных и их детёнышей.
2. Имеют слабые знания об особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни животных.
3. Затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа в родительном падеже, уменьшительно - ласкательной формы, притяжательных местоимений).
4. Зачастую воспитанники не видят опасностей при встрече с чужими домашними животными.
5. Для развития познавательной активности детей редко привлекаются родители.
Актуальность проекта:
Домашние животные являются источником первых знаний о природе. Ребенку всегда интересны животные. Они являются источником развития сенсорики (ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, мягкость, фактуру шерсти и т. д.). В результате формирования знаний о животных у детей формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия, дети учатся видеть связи и зависимости (кошка мяукает у миски – голодная, затаилась – охотится). Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Но общение с животными, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животных и правилах ухода за ними.
Реализация проекта предполагает разъяснительную работу с родителями по общению детей с домашними животными.
Цель проекта:
Формирование представления о домашних животных, их характерных отличительных особенностях, закрепить понятие «домашние животные».
Расширение кругозора детей. Развитие мелкой моторики.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи проекта:
Познавательное:
1. Закрепить представление о домашних животных, как называются они и их детеныши, чем питаются, их особенности.
2. Различать в игровой форме «один» предмет и «много» предметов.
3. Воспитывать заботливое отношение к живому.
Речевое:
1. Совершенствовать умение строить простые предложения.
2. Активизировать словарь существительных:загон, пасутся, жевать, клевать, поилка, насест; глаголы: кусать, царапать.
3. Воспитывать звуковую культуру речи.
4. Читать наизусть потешки про домашних животных.
5. Узнавать через загадку или стихотворение образы животных и называть их.
Социально-коммуникативное:
1. Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботится о них.
2. Формировать навык умения играть в коллективе, действовать сообща, слышать друг друга, совместно играть.
3. Закрепить правила при общении с домашними животными
Физическая культура:
1. Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности.
2. Развивать у детей мелкую и общую моторику.
Художественно-эстетическое:
1. Совершенствовать умение рисовать кистью.
2. Прививать навыки путем отщипывания от большого кусочка пластилина маленький, придавая форму круга (печенье).
Предполагаемые результаты:
1. Дети усвоят знания об особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных;
2. научатся правильно называть животных и их детёнышей;
3. узнают, какую пользу людям приносят домашние животные;
4. расширят умение использовать в разговорной речи обобщающие понятия «домашние животные»; улучшат речевую память.
5. в совместную творческую деятельность будут вовлечены дети и их родители.
Оценка результатов
Оценка социально-личностного развития детей будет отслеживаться через наблюдение и анализ детской деятельности, их речевого творчества.
Методы и приемы, используемые в работе
Методы, используемые организованно образовательной деятельности, были выбраны исходя из целей и задач проекта, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, художественное слово, речевые игры.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий.
Игровой метод.
Практические: упражнения, дидактические игры.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
• выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов;
• подбор методического и художественного материалов, фонотеки, видеотеки.
• разработка бесед, конспектов интегрированных занятий, развлечений,
• подбор художественных иллюстраций, подбор материала по данной теме.
• подготовка компьютерной презентации.
• разработка перспективного плана мероприятий.
Информационно-методическое обеспечение проекта.
знакомство родителей с задачами проекта консультация родителей;
определение представления детей о домашних животных на начало проекта.
2. Содержательный.
Внедрение различных форм работы по теме: «Наши домашние животные» в рамках ДОУ:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Дидактические игры «Назови маму и детеныша», «Кто как кричит?», «Узнай по описанию», «Покорми домашнее животное»
2. Сюжетно-ролевые игры : «Я –пастух», «Мой папа- фермер».
3. Словесные подвижные игры : «Курочка и цыплята», «Лошадка», «Птичка», «Веселись детвора, начинается игра», игра с мячом «Поиграем в мячик».
4. Настольно-печатные игры «Животные» ,пазлы «На скотном дворе».
5. Игра «Волшебный мешочек», «Веселые и грустные животные».
Образовательная область «Речевое развитие»:
1. Чтение русской народной сказки «Петушок, золотой гребешок», сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»
2. Заучивание стихов : «Идет бычок качается», «Козленок», «Петушок-золотой гребешок», русская народная песня «Уж как я мою коровушку люблю». Потешка «Кот на печку пошел»
3. Знакомство с загадками.
4. Книжки-малышки о животных.
5. Упражнения по активизации словаря и развития связной речи: звукоподражание – му-у-у, гав-гав, ку-ка-ре-ку, бал-бал, мяу-мяу; кошка мяукает у миски – голодная, затаилась – охотится.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Домашний просмотр мультипликационных фильмов: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка».
2. Беседа «Описательный рассказ по сюжетной картине «Кошка с котятами».
3. Рассматривание картинок «Домашние животные и их детеныши».
4. Беседа с элементами моделирования «Домашние животные у нас дома».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Пальчиковая гимнастика: «Овечки», «Домашние животные», «Киса кисточку взяла, что рисует нам она?».
2. Словесные подвижные игры : «Курочка и цыплята», «Лошадка», «Птичка», «Веселись детвора, начинается игра»; малоподвижная игра с мячом «Поиграем в мячик».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Изготовление подарков: лепка «Печенье для кота».
2. Продуктивная деятельность: рисование «Травка для Зорьки».
3. Конструирование «Заборчик для животных и их детенышей»
4. Слушание песни «Музыкальный зоопарк»
5. Песня «Петушок, золотой гребешок», «Далеко», «Веселые гуси»
6. Музыкальная игра «Веселись детвора».
3. Итоговый
Подведение итогов. Ознакомление родителей с результатами работы по проекту «Домашние животные»
Итоговое познавательное занятие
Фотовыставка «Я и мой домашний друг»
Выставка детских работ «Травка для Зорьки», «Печенье для кота».
Литература
1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5 Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Москва
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе. Воронеж, 2007.
3. Воронкевич. О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе. / Волгоград, 2000.
6. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников М. : Просвещение, 2007.
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.